Если вы решили поехать в Финляндию на поезде с взрослой компанией, зимой и из Питера, то ничего страшного. Но если вы будете путешествовать с ребенком из Москвы и ваша поездка намечена на летнюю жару, то советую вам подумать прежде, чем покупать билет.
Я для себя решила никогда больше не пользоваться услугами РЖД, если есть альтернатива.
Пробуем не заболеть
Думаю, что честные и порядочные финские граждане даже предположить не могут, что поезд, в котором по идее пассажиры должны выспаться и бодрыми приехать в Хельсинки или в Москву, далек от комфорта. Особенно это касается пассажиров с маленькими детьми.
Начнем с того, что когда мы сели в “Льва Толстого” в Москве, температура в поезде была примерно 40-45 градусов. Все окна закупорены, дышать нечем, поезд целый день простоял закрытым на 30-ти градусной жаре, кондиционеры отключены, в вагоне духотища страшная. Дети разделись до трусов и все-равно были мокрые от пота. Когда поехали, температура резко опустилась до 20 градусов.
И так раз десять в одну сторону. Поезд стоит – в вагоне духота, дышать нечем. Поезд разгоняется – ледяной ветер от кондиционера. В Хельсинки четверо из нашего купе приехали с насморком.
Пробуем выспаться
Удивительно еще и то, что пассажирам летом выдаются зимние одеяла, под которыми жарко, даже когда в вагоне 20 градусов. Обязательно берите детям свои легкие домашние одеяльца в дорогу! У нас был летний спальный мешочек, который очень пригодился в поезде.
Кстати, ложитесь обязательно (!) ногами к окну. У окошка как раз и дует ледяной вихрь от кондиционера.
На мой взгляд, руководство РЖД создало все условия, чтобы мамы не теряли своей спортивной формы в поезде – всю ночь мы с соседкой по очереди скакали с верхних полок вниз и накрывали детей во время движения (= во время работы кондиционера). Дети упорно сбрасывали с себя все в момент душных стоянок. И не накрыть малышей – означало подставить их, мокрых как мышек, под струю ледяного воздуха, когда поезд тронулся.
В итоге – мамы спали в общей сложности часа по два.
Для маленьких детей ничего не предусмотрено – нет даже заграждения, чтобы ребенок не падал со спального места (у меня дочка упала с нижней полки, не смотря на то, что я свернула валиком одеяло и подоткнула край).
По пути в Финляндию в поезде не было воды – никакой. Хотите почистить зубки? Умыться после ночи в поезде? Я даже не представляю, что делать маме с крохотным ребенком, если нужно срочно поменять памперс – для этого нет просто никаких условий! И это фирменный поезд…
Вечная проблема кадров
А хамство проводника на пути обратно? Денег хотел или просто на жизнь обижен? Он клятвенно пообещал, что не пустит нас в вагон по нашим групповым билетам. Конечно, разобрались, вызвали начальника поезда, нашли оригиналы билетов. Наблюдая неприкрытое хамство проводника всю дорогу обратно, мне реально расхотелось возвращаться в Россию и остаться в стране тысячи озер – за пять чудесных дней, проведенных в Финляндии, я уже успела привыкнуть к понятиям “вежливость”, “сервис высокого уровня”, “доброжелательность”.
Финские пограничники были быстры и немногословны. Они не требовали от нас будить детей или загонять их в купе, прекрасно понимая, что малышей 3 и 5 лет просто нереально уговорить сидеть на одном месте. Зато русским пограничникам непременно потребовалось посадить детей в купе и чтобы не выходили!
Время в пути от Москвы до Хельсинки в поезде “Лев Толстой”: около 15-ти часов.
Цена билета в один конец в обычном купе – от 5025 рублей (июль 2013).
Финское правительство сделало все, чтобы туристы полюбили их страну, и в Финляндии реально здорово, интересно, есть на что посмотреть, где отдохнуть.
Я понимаю, что проблема кадров существует везде, но почему, например, компании “Аэрофлот” удалось выйти на европейский уровень, а наши поезда до сих пор живут в советской эпохе? Почему в “фирменном” вагоне поезда “Лев Толстой” все дребезжит, позвякивает и стучит на скорости в 60 км/ч?
А жуткий Ленинградский вокзал с бомжами, ремонтом, давкой на входе, заплеванный и непреодолимо отталкивающий?
Счастливцы из второй столицы
Я понимаю, почему жители Санкт-Петербурга проводят в Финляндии свои выходные – я бы тоже, если бы жила в нашей второй столице, так делала.
Питерцам значительно легче доехать до Хельсинки – есть скоростной финский поезд Allegro (Санкт-Петербург – Хельсинки, время в пути 3 часа 40 минут, что даже быстрее, чем на самолете), в котором утренние билеты стоят дешевле, и проезд в котором уже имеет экономический смысл и временное преимущество перед самолетами и даже перед поездкой на собственном автомобиле. Поезд не останавливается для таможенного контроля – все происходит на ходу.
Это удобство заметно даже по соотношению машин с московскими и питерскими номерами в Финляндии – первых, как это ни странно, заметно больше.
Что делать остальным?
Вывод мой такой – обязательно посетите Финляндию с ее изумительной природой, спокойными городами и высоким уровнем жизни. Но летом летайте из Москвы самолетами! Деньги те же, зато сбережете нервы и здоровье.
В общем, веселого рассказа про РЖД не получилось.
Так и РЖД наше не веселое совсем.
Текст: Елена Хапова
Все на юг, а мы на север. В Финляндию с ребенком
Что посмотреть с ребенком в Хельсинки
Angry Birds и Муми Тролль… родом из Финляндии
В гостях у финского Санта Клауса
Что посетить с ребенком в Эспоо
Языковая игра, или учим финские слова перед поездкой
Крепость Свеаборг – экскурсия с детьми на целый день
Какой честный отзыв!Спасибо,что рассказали все как есть.
Мы планируем лететь из Москвы. С детьми - однозначно лететь.