fbpx

Скотт Карни «Красный рынок»

Что такое «черный рынок», знают все, – это теневая экономика, незаконные сделки, торговля товарами и услугами, которые нельзя купить открыто. А что такое «красный рынок», вы знаете? Это тоже торговля. Но торговля особым товаром. Людьми. И целыми, и по запчастям.

Именно о том, как устроена торговля органами, и рассказывает книга Скотта Карни. И не случайно на ней пометка 18+ – еще никогда так много шокирующих фактов не помещалось под одной обложкой.

Скажем откровенно: о том, что происходит в мире, мы не знаем ни-че-го. Обычному среднестатистическому человеку и представить невозможно, что на торговле органами построены целые бизнес-империи, и все это происходит в поистине промышленных масштабах.

Мало кто слышал, к примеру, про «фермы органов». А именно так принято называть трущобы Египта, ЮАР, Бразилии и Филиппин. Там, где процветает нищета и необразованность, люди готовы продать почку, даже не понимая истинной ее цены. Лагерь беженцев Сунами-Нагар в Индии сами его обитатели иронично называют «Почковилль», – почти все там уже продали одну почку за 750 долларов, даже не подозревая, сколько на самом деле она стоит.

Да, почки – востребованный товар. В Китае донорами нередко становятся заключенные. И не какие-то опасные преступники, а «политические» – последователи движения фалуньгун. Чем они провинились? Тем, что стали популярнее компартии. “Преступников” казнили, а органы казненных шли на пересадки… Отличный бизнес – и никаких политических конкурентов.

А чем еще, помимо почек, торгуют на красном рынке? Например, скелетами для медицинских университетов. В Индии есть целые фабрики костей. Начинается бизнес с того, что мертвые тела похищают из могил, моргов, с погребальных костров. Затем на неделю их погружают в реку, где бактерии и рыбы убирают с костей все лишнее, ну а потом люди вручную доводят кости до «товарного вида».

Дети – тоже распространенный товар на красном рынке. Есть много историй о том, как в странах третьего мира похищали детей из семей, чтобы потом под видом сирот «продать» их богатым усыновителям из Европы и США. Посредники получали деньги за свои услуги, и дети вроде бы получали шанс на лучшую жизнь, – но какой ценой?

Распространен в наши дни и «репродуктивный туризм». В Индии очень популярны клиники суррогатного материнства. Донорские яйцеклетки вынашиваются индийскими женщинами – в основном необразованными и бедными. Родив ребенка, они получают 5-6 тысяч долларов – больше, чем могли бы заработать за 10 лет.

Да, очень много интересного (и пугающего!) можно узнать из этой книги. О том, как опасно для здоровья продавать яйцеклетки и почему многие женщины из бедных стран все равно идут на эту болезненную процедуру, чреватую осложнениями. О жутких фабриках крови, все в той же Индии, где людей держат взаперти и выкачивают из них кровь на продажу. Звучит как вампирский ужастик? Но это суровая реальность…

О том, что ученые уже научились печатать стволовые клетки на 3D-принтере, и появление искусственных органов – вопрос времени и инвестиций. Не случайно автор упоминает роман Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня», где клонов выращивали специально для изъятия органов на пересадку. Да, наука еще до такого не дошла… И пока что донорами являются не клоны, а самые обычные люди.

«Доноров много там, где доходов мало», – это слова эмбриолога, специалиста по ЭКО. К сожалению, он прав. Пока есть спрос, найдется и предложение. Так уж устроен этот мир. Люди делятся в нем на тех, кто готов купить, и на тех, кто готов продать. И очень хочется пожелать всем – не оказаться ни в первой, ни во второй категории…
Текст и фото: Катя Медведева

(0)(0)
 

Добавить комментарий

*