fbpx

Спектакль “Кабала святош” в театре “Сфера”

Продолжаю знакомить Глеба с творчеством Булгакова. Первый, более чем положительный опыт, – спектакль “Мастер и Маргарита” в театре на Юго-Западе. Результат – Глеб запомнил автора романа. Чтобы закрепить эффект, мы отправились в театр “Сфера” на пьесу “Кабала святош”, в которой один известный драматург рассказывает нам о другом известном драматурге.

Пьеса о Мольере

“А что, Мольер реально жил?”

Да, Глеб, он реально жил. Более того, плодотворно работал, написал кучу всего, создал театр. Его пьесы до сих пор ставят по всему миру, снимают фильмы, а Михаил Афанасьевич Булгаков настолько вдохновился Мольером, что написал по мотивам несколько произведений. Только не надо говорить на уроках литературы, что Мольер был женат на своей дочери, находился в конфликте с Людовиком и умер на сцене. Все это художественное преувеличение.

Пьеса Булгакова о Сталине

Эту пьесу невозможно воспринимать без контекста, в котором она была написана. Ведь в ней Булгаков решал свои собственные проблемы – взаимоотношения со Сталиным. Хотя какие могут быть отношения с “золотым идолом с изумрудными глазами”? Однако, Булгаков так же, как и в какой-то момент Мольер, искал у него помощи, чтобы напечатали, чтобы поставили в театре, чтобы разрешили ту же “Кабалу святош”.

В “Кабале” Булгаков предстаёт в двух образах: разумеется, сам Мольер и Захария Муаррон. Приемный сын Мольера, по-глупому предавший отца и прозревший во дворце во время допроса у короля. Неспроста в их диалоге Булгаков изменила фразу после телефонного разговора со Сталиным.

И вот смотрю я пьесу про французского комедианта и актёра, жившего в лохматом 17 веке, на которого ополчилась церковь за вольнодумную пьесу, и думаю: а что-то как-то актуально звучит! Что-то мне не по себе. Что-то снова нам запрещают. Но я пока не стала расстраивать Глеба, что он живет в несвободном государстве, сюрприз будет!

Вы несете для нас королевское бремя.
Я, комедиант, ничтожная роль.
Но я славен уж тем, что играл в твое время,
Людовик!.. Великий!!.
Французский!!!
Король!!!

Первый акт

Первое действие – это завязывание конфликта. Выглядит это, как в лучших комедиях самого Мольера. Юноша в клавесине, подслушанная страшная тайна, флирт с девушкой. “Тартюф” ещё не написан до конца. Король благоволит к Мольеру.

Сразу же перейду к Его Величеству. Несомненная творческая удача Анатолия Смиранина. Я сначала была удивлена таким количеством игрового времени у Людовика XIV. Мне всегда казалось, что это второстепенный персонаж, так, тиран на заднем плане. Но нет! Кажется, я поняла замысел режиссёра. Мольер и Король – два главных персонажа. Поэтому надо присмотреться к венценосному поближе.

Как человек он вроде бы неплохой, только пресловутый абсолютизм его подпортил. Он многое понимает, у него хорошее чувство юмора и даже какое-то понятие о справедливости есть. Он умный и разбирается в искусстве. Любит пьесы Мольера, классику уважает, то есть. В отличие от пресловутой “Кабалы” его даже можно назвать прогрессивным. И у него тоже есть шут, как у Мольера. У Жана-Батиста эту роль выполняет слуга по имени Бутон. Тоже периодически достаёт хозяина неудобными вопросами. А как мы знаем из Шекспира, всегда надо слушать то, что говорит шут.

А ещё в первом действии блистает, не могу найти другого слова, актриса Евгения Казарина в роли Арманды Бежар. Потрясающее перевоплощение из “мальчика” Симона (“Чудаки и зануды” Ульфа Старка) в легкомысленную актрису. Евгения абсолютно естественна и органична в своей ипостаси. Если по некоторым другим актёрам видно, что они современные люди, играющие в пьесе про 17 век, то Евгения вообще ни на секунду не выходит из роли молодой кокетливой влюбчивой девушки. И она реабилитировала Арманду полностью. Я верю, что она любит Мольера. Верю, что увлекается молодым Муарроном, ну вот такой характер. Верю, что она искренне пеняет потом мужу и искренне раскаивается в содеянном.

А где же сам Мольер? Главный герой пьесы, гениальный драматург и комедиант? А вот он, ругается на Бутона, чуть ли не бьет вдребезги посуду, кричит, волочится за девушкой, вдвое младше его. Бросает женщину, которая любит и ухаживает за ним. Как-то не складывается привычный портрет автора, согласитесь. Где размышления над пьесами? Где вызов тирании? Где гениальность, наконец?

Так, простой человек. С недостатками, ошибками, неудобным вспыльчивым характером и набором банальностей. Вот Король намного симпатичнее и приятнее! Молодой, обходительный красавец с голубыми глазами. А тут пожилой практически человек, собравшийся жениться, эээ, возможно, на своей собственной дочери.

Вот такая расстановка сил в первом отделении перед конфликтом. За время антракта проходит лет 7 или 10. Мольер дописывает программного сейчас “Тартюфа”, за ним начинает охотиться могущественная секта священников. А слухи о его скандальной женитьбе распространяются по Парижу.

Второй акт

Если первое действие открыто комедийно и похоже на комедию положений, то второй акт – ярко выраженная трагедия. И наслаждение для зрителя, потому что можно смотреть полноценные развёрнутые сцены с большими диалогами и монологами. Хотели Мольера-гения? Пожалуйста, вот талантливый актер и режиссер спектакля Александр Коршунов. Брошенный Армандой, раздавленный “чертовыми попами” за “Тартюфа”, он поднимается просто до шекспировской трагедии! Да это Лир какой-то!

Великолепная сцена с Королем, а потом с Бутоном, где он говорит: “Ненавижу тиранию!”. И всегда в такие моменты рядом его шут и слуга, – снижает пафос и не даёт зрителям разрыдаться прямо на глазах у изумлённых актёров.

Я очень рада, что у этой блестящей пары во втором действии больше общения, чем в первом.

Все, буквально все герои драмы получили по сцене, которая раскрывает их сущность.

Архиепископ и мушкетер плюют друг в друга на глазах у Короля. Захария Муаррон превращается из эгоистичной театральной звезды в нормального человека. У Данилы Толстых даже меняется тембр голоса. Он все еще актерствует, – ведь это его сущность. Но верю, что он стал преемником Мольера. Надеюсь, после смерти мэтра он не пойдет служить в полицию.

Пьеса об актерах

Специфика сцены театра “Сфера”, где все действие происходит в центре, а зрители сидят по кругу, при этом свет практически не гасят, натолкнула меня на мысль, что сложно найти более уязвимых и зависимых людей, чем актеры. Ведь они видят все, что происходит вокруг них. Зрителей, то есть.  А вдруг кто-то зевает или смотрит равнодушно? Разве им не будет обидно? Они же стараются.

А зависят актеры от всего, что только можно придумать. И от режиссера, и от директора театра, и от зрителей побогаче и познатнее, и от Короля, если таковой имеется, и от театральных рецензий. Ляпнет дурак-критик, которому перед спектаклем на ногу наступили, что-нибудь уничижительное, а все поверят.

А самое страшное для актера, – что могут выгнать из профессии. Что просит Муаррон у Людовика? Поступить на службу в театр. А тот ему: “В сыщики идите!” И добивает: “Плохой актер!” Это офисный работник может поменять одно место работы на другое, а актер, существо ранимое и бесправное, что ему остается? Веревка? Вино? Помните Актера из пьесы Горького “На дне”? Он плохо кончил.

А Мольер? Горький монолог, даже вопль вырывается у него: “Ненавижу тиранию!” после того, как Король запрещает “Тартюфа” и другие пьесы.

Я, быть может, вам мало льстил? Я, быть может, мало ползал?.. Ваше величество, где же вы найдете такого другого блюдолиза, как Мольер?.. Но ведь из-за чего, Бутон? Из-за “Тартюфа”. Из-за этого унижался. Думал найти союзника. Нашел! Не унижайся. Бутон! Ненавижу королевскую тиранию!

Писатели такие же бесправные существа, как и актёры. Одни рождены играть на сцене, а другие – писать для неё. И запрещать им это, как отнять воздух. Жестоко, Ваше Величество, негуманно.

Но бывают моменты, когда актёры становятся равными королю. Спектакль начинается со сцены, когда Мольер и его труппа – за кулисами, а там, в зрительном зале – восхищённый Людовик. И .. на одно мгновение Мольер медлит выйти поблагодарить венценосного зрителя. Понимает, что иногда и короли могут ждать. Понимает, что иногда актёрская игра выше королевской власти. Так что, 1:1, Ваше Величество!

Текст: Таня Белкина
Фото: Вадим Харьков и архив театра “Сфера”

(5)(0)
 

Добавить комментарий

*