fbpx

Энциклопедия “Мы живем в 1917 году”

-А! Революция была в 1917 году, а сейчас 2017. Значит, сто лет прошло! (Глеб)

Когда прошло сто лет

С чего начинается книга? Обычно она начинается с первой главы, с первой строки, с первого абзаца. А энциклопедию про 1917 год нужно начинать с предисловия автора, Павла Рогозного. Очень верные слова он говорит. Вроде бы все очевидно. Сначала любили красных, потом белых. Сначала снимали фильмы про неуловимых мстителей, а теперь про Колчака. Памятники Ленину то ставят, то сносят. Возникает законный вопрос: а кто же прав? Как найти в путанице мнений истину? Наверное, надо обратиться к историкам.

Оказывается, и историки не могут до конца разобраться. Потому что история при всех своих научных методах не объективна. И наше поколение, родившееся при СССР, еще только пытается беспристрастно разобраться в революции 17-го года и в том, что за ней последовало. У каждого из нас – свой груз. Пионерская клятва, раскулаченные прабабушка и прадедушка или дед, выбившийся в люди благодаря советской власти. У каждого – свое. Мы – не можем быть объективными.

А вот наши дети – смогут. Собственно, книга, которую я держу в руках, – для них.

Книга vs учебник

Что я заметила из опыта прочтения предыдущих исторических энциклопедий издательства “Пешком в историю”? У меня, кажется, есть почти все: древний Крит, древний Рим, Средние века. В них прослеживается яркое противопоставление книги учебнику. Текст намеренно развлекательный, выбор фактов такой, что способен увлечь и заинтересовать ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Энциклопедия “Мы живем в 1917 году” больше похожа на учебник. Даже если бегло пролистать книгу, то мы встретим и сепаратный мир, и капиталистов, и рабочий класс, и революционное движение. Все эти слова знакомы, не правда ли? Конечно, ведь эта книга адресована уже не маленьким детям, а школьникам. В каком классе проходят русские революции сейчас? Сын в 8 классе, у них – Россия XIX век. Скорее всего, в девятом.

И вот что я еще заметила. Если читать что-то дополнительно по программе, то важно, чтобы в книге были те же термины и та же лексика, что и в учебнике. А то возникнет отторжение и неприятие. Так все время происходит с Глебом, мозг, видимо, считывает, что это дополнительная нагрузка, – в два раза больше незнакомых слов.

А если возникнет обратная ситуация, когда ваш ребенок будет читать энциклопедию до учебника по истории, то представьте, как он обрадуется посреди урока, услышав уже знакомые слова. Аннексия и контрибуция, “из искры возгорится пламя”, Антанта и др.

Ну что, я вас убедила, что не надо бояться книг с обилием новой лексики? К тому же никакая она не новая, мы все ее когда-то знали.

“Мы живем в 1917 году” Павел Рогозный

Название книги нам обещает рассказ про один важный год в истории России. Но это не так. В центре повествования лихое начало 20 века, где-то до окончания Первой Мировой войны и начала коммунистического террора. Восхищаюсь умением автора объять необъятное.

Перед ним стояла задача охватить все слои населения, все основные события начала XX века, а они шли плотно от коронации Николая II, через русско-японскую войну и первую революцию, потом еще одна война и еще две революции. Не забыл про самых интересных персонажей, а уж их-то было предостаточно! Совсем не забыты культура и искусство. Всё, буквально всё перечисленное выше есть в книге. Браво!

Еще мне импонирует слог книги. Не заигрывать с читателем, не подкидывать ему “жареные” факты, которые стопроцентно вызовут смех или эмоцию. Нет, все рассказано хорошим историческим слогом. Например, в главе про мирную жизнь, читатель словно переносится на сто лет назад и пытается представить себе, как бы он жил. Честно говоря, неплохо жили дворяне. Вчитайтесь в эти строки:

За обеденным столом аккуратно разложены вилки и ложки с монограммой твоей семьи. Дедушка наливает себе из хрустального мальцевского графина рюмку настойки и пьет за победу русской армии. Мама разливает суп в изящные тарелки, сделанные на фабрике Кузнецова. После обеда принесли почту, и дедушка садится читать газету. Мама держит в руках открытку, пришедшую с фронта от папы. Все хорошо, папа жив. Скоро новый, 1917-й год.

Мне сразу же захотелось зайти на авито в поисках кузнецовского фарфора и мальцевского графина. Наверняка они мне нужны, а не тарелки и декантер из IKEA. А стулья на картинке – Тонет, а буфет-то какой!

И супница, наследие старого режима. Посмотрите на эту картину мирной жизни. Что ждет мальчика, маму, дедушку и котика совсем скоро? Ой, боюсь, что ничего хорошего. А почему? А потому, что

Вихри враждебные веют над нами

Ох, сколько всяких вихрей пронеслось по просторам нашей бескрайней страны, страшно подумать. И все они были весьма враждебными буквально ко всем. Вот тут написано, смотрите, про Первую Мировую, якобы сначала освободительную, войну. Мамы, берите книгу на вооружение. Я помню, это очень сложный параграф учебника. Я в школе не смогла понять, почему выстрел в далеком Сараево привел к войне. Пресловутый балканский вопрос.

Страшный факт вычитала я в книге. То, что в войне тогда применяли отравляющие газы, это мы, допустим, знаем из Ремарка. Но после войны газ был запрещен и не использовался даже во Второй Мировой войне. А вот на территории России он был применен. Михаилом Тухачевским при подавлении восстания крестьян.

Не дремали и разные страшные болезни во время революционных потрясений. Вы можете себе представить, что продолжительность жизни в начале уже просвещенного XX века была всего 30 лет?! Чистое Средневековье. И хотя русские биологи и ученые сделали массу разных открытий и двинули науку вперед, но по всей стране люди мерли как мухи от тифа и цинги. И только при Советской власти здоровье нашей страны наладилось. Ну у тех, кто остался в живых.

Про Николая II

Десакрализация монархии. Таким научным словом описывает Павел Рогозный то, что произошло с Российской Императорской фамилией в начале века. Потеря престижа и уважения, одним словом.

Мне нравится стиль изложения материала. Спокойно, только факты. Без истерических завываний и издевательского “так ему и надо”. Все бы так рассказывали историю царской семьи. А читатель пусть сам делает выводы.

Интересно, наш с вами исторический период историки потом назовут сакрализацией монархии?

Три революции

Спрашиваю у Глеба: “Знаешь, сколько революций было в России?” – “Одна?”

Нет, Глеб, целых три! Поменьше, чем в революционной Франции, но нам хватило.

Вообще-то, мало кто вспоминает революцию 1905 года. А она была.

 

А уж в 1917 году оторвались по полной. Сначала Февральская революция, которая привела к отречению Николая II. Ну и Великая Октябрьская Социалистическая революция. Клянусь, это название написало мое подсознание. Вот что значит родиться с дедушкой-коммунистом.

Благодаря книге ни один школьник больше не запутается. Вот сверху смотрите – хронология событий. Одна революция.

Вот вторая.

Вот политические партии со своими главными героями.

Временное правительство. Кстати, Керенский не бежал из Зимнего в женском платье. Слухи все.

Ну и третья.

Настоящая энциклопедия

Предназначение энциклопедий и википедий я вижу в том, что они пробуждают интерес. Энциклопедия “Мы живем в 1917 году” написана великолепно. Буквально после каждого (ну или почти) разворота хочется заняться дополнительными исследованиями. Даже такие вроде бы скучные главы, как революционное движение в России, провоцируют залезть в интернет и почитать что-то еще. Вспомнить любимые книги. “Дорога уходит в даль”, например. Или перечитать что-то из “Фандорина”.

Отдельное спасибо автору за искусство, науку и литературу. Я не могу удержаться сейчас от сравнений. Помните эти скучные и бесполезные параграфы в учебнике? После каждого исторического периода шел такой. И вот посмотрите. Например, раздел “Искусство в эпоху революции”. Это просто кладезь ценной информации. Я, наконец-то, поняла, что такое авангард.

А вот агитфарфор люблю давно. Кстати, ЛФЗ, который сейчас называется “Императорский фарфоровый завод”, до сих пор выпускает чашки с рисунками Малевича.

Или вот великолепный разворот “Лица 1917”. Просто иллюстрация для темы “Роль личности в истории”.

Отдельно хочу выделить, что самые важные моменты отмечены в книге цветным маркером. Это, наверное, для подготовки к зачету или экзамену по истории. Очень удобно.

Кому адресована энциклопедия “Мы живем в 1917 году”?

Целевая аудитория энциклопедии – школьники, которые изучают историю России. Но я беру охват аудитории шире. Сейчас нам не хватает объективной информации о том смутном времени, из которого мы все вышли. Ведь если подумать, то не случись с нашей страной такая (не могу сказать беда, но хочется) напасть, никого из нас бы не было. Все мы родились в результате огромных потрясений в начале XX-го века. И неплохо бы начать разбираться в родной истории. Как мы видим на собственном примере, школе это плохо удается. Но может, детским книжкам удастся?

Текст и фото: Таня Белкина 

(8)(0)
 

Добавить комментарий

*