Энциклопедии – они как динозавры
Знаете ли вы, что больше никогда-никогда не будет переиздана многотомная энциклопедия Брокгауза и Ефрона? Что продажи словарей и энциклопедий практически нулевые и поэтому их перестают печатать? В наш век Википедии и всезнающего интернета, умеющего за секунду найти тысячу ответов на любой вопрос, потребность в бумажных справочниках отпала, как отпадает от ветки осенью пожелтевший лист.
Энциклопедии вымирают, словно динозавры, ставшие слишком большими и неповоротливыми для современной жизни… Поэтому я особенно радуюсь, что у нас есть несколько книг про Чевостика от МиФ, этакие энциклопедии-light для маленьких читателей.
В детстве я очень любила рассматривать картинки в энциклопедиях о животных. Любила играть со словарем Ожегова: открывать незнакомые слова и угадывать их смысл. Или упражняться в формулировке определений к словарным статьям и потом сравнивать с оригиналом. Странные игры одинокого домашнего ребенка, будущего филолога. У моего ребенка «игрушки» совсем другие – компьютер, ноутбук, планшет. Но мне хочется, чтобы он знал и об «альтернативных» способах поиска информации. И чтобы книги были для него советчиками и друзьями. Одним таким другом уже стал рыжий Чевостик.
«Чево» хочет знать Чевостик?
Мой трехлетний сын очень любит Чевостика. Они похожи. Оба рыжие, лохматые и очень любопытные. Точно так же, как Чевостик, мой Семен постоянно проверяет осведомленность мамы, папы и бабушки в самых разных областях знаний. Кто живет в облаках и тучках? Из чего делают качели? Из чего делают краску? Кто заворачивает апельсины в кожуру? Из чего делают куриц? Чево-чево-чево? Как говорится, Википедия в помощь.
И очень часто, объясняя, как что устроено, я показываю Семену книжку «Как устроен человек». Конечно, мы еще не читаем эту энциклопедию от корки до корки, потому что мой трехлетний читатель сразу зависает на фразах вроде «Для того, чтобы снабдить наше тело кислородом и забрать у него углекислый газ»… Я и сама порой на таких фразах зависаю, чего уж там. Но вот картинки ребенок рассматривает с удовольствием, вдумчиво и долго, и задает свои непременные «чево». А мы, родители, – на понятном ребенку языке, «на пальцах», эти картинки растолковываем.
Не курите курилку!
Конечно, трехлетнему малышу еще рано рассказывать о вреде курения. А с другой стороны, может быть, и не рано? У нас в семье никто не курит. Но порой на детскую площадку, где Семен качается на качелях, заявляются разные личности, то старшеклассники, то барышни, то хмурые дяденьки, и начинают усиленно дымить. «Дядя курит курилку? – спрашивает Семен. – А зачем он её курит?». Объясняю, что некоторым людям почему-то нравится вдыхать дым. «Он же внутри станет весь черный!», – говорит Семен со знанием дела.
Да, он видел в Чевостике картинку прокуренных легких и очень впечатлился. А когда узнал, что папа когда-то в молодости курил, очень распереживался за папу. Мы объяснили, что папа уже давно бросил курить и легкие его снова стали чистыми. Семен теперь спокоен. И мне очень хочется верить, что это знание о вреде курения, полученное в раннем детстве, поможет ему в свое время сделать правильный выбор и выбрать здоровье, а не показную «взрослость» с сигаретой в руке.
Перевоспитать малоежку
Вот эта иллюстрация, где Чевостик в магазине нахватал полную тележку «полезных» леденцов, пряников и конфет, – это как будто с моего Семена срисовали. Последнее время он перестал нормально есть. Овсянку утром – не ест. Суп в обед – не хочет. И даже картошку с котлетой порой приходится в него впихивать под песни, мультики, сказки и шаманский бубен. Ребенок готов питаться одними желатиновыми мишками, шоколадом, печеньем, сгущенкой и медом, заедая бананами и яблоками и запивая соком.
И тут мне очень пригодились картинки из Чевостика, где наглядно объяснялось, как еда попадает в организм, как все полезные вещества из нее расходятся по рукам, ногам, ушам и прочим пяткам, помогая расти, двигаться, прыгать и бегать. Где рассказывалось о том, что в мясе и рыбе есть белок, а в молоке и твороге кальций, о том, что в морковке – витамин А, полезный для глаз, а в апельсинах – витамин С, помогающий не болеть.
«Это мне неинтересно», – насупившись, сказал ребенок и книжку закрыл. Но от молока теперь не отказывается, и, показывая пальцем на мясо или сыр, иногда спрашивает, для чего это полезно. То есть, в свои неполные четыре года он наконец с помощью картинок из Чевостика усвоил нехитрую науку о полезности РАЗНОЙ еды.
А мы, взрослые, читая вслух нехитрые истины из этой энциклопедии, задумались о том, зачем мы постоянно покупаем столько сладкого «к чаю»? Зачем у нас постоянно забит шкаф вафлями, печеньем, мармеладом и шоколадом? Теперь принципиально пьем чай с ложкой натурального меда, а в магазине вместо сладостей покупаем фрукты. Их и предлагаем ребенку «на сладкое», и он, к нашему удивлению, очень быстро переключился. Ведь столько вкусного и сладкого – апельсины, мандарины, грейпфруты, яблоки и груши, хурма и виноград. А в продуктовые магазины ребенка стараемся больше не брать. Уж больно там все для детей разложено и развешено красиво прямо у кассы. Нет уж, магазины, мы вас победим!
Анатомия для дошколят
Никогда не забуду, как в школе на уроке анатомии мы старательно перерисовывали в тетрадку круги кровообращения и закрашивали их красным и синим карандашами. Спросите меня сейчас, и я вряд ли связно объясню, что это за круги и где что находится. Помню только, что в аортах кровь ярко-красная и богатая кислородом, а в венах – темная, с углекислым газом. Правда, это знание – в большей степени заслуга не учебника анатомии, а книг в жанре детектива и триллера, где из подстреленных жертв кровь бьет ярким фонтаном – потому что артериальная.
С ребенком мы пока ограничились тем, что рассмотрели синие веточки вен, видимые под кожей, послушали пульс и повспоминали те случаи, когда злая тетя-доктор дырявила нам пальцы, чтобы взять анализ крови.
Интереснее всего моему сыну рассматривать рисунки, где изображены человеческие внутренности. И если раньше высказывания родителей «пошевели мозгами» или «сердце ёкнуло» казались абстрактными, то теперь Семен уже имеет представление, где эти мозги и где это сердце находятся. И даже слегка понимает, для чего данные «аксессуары» в организме требуются.
Мозг – чтобы думать, легкие – чтобы дышать, желудок – для еды, почки – для питья. Что такое кровь, Семен представляет образно. Это как железная дорога, которая развозит по всему организму полезные вещества. А сердце – «пламенный мотор» для этой железной дороги, да. Сегодня утром, назавтракавшись, ребенок долго рассуждал о том, что овсянка – это «для желудочка», а морковка – для глаз, а в сыре есть кальций, а в яблоках – железо. Забытые желатиновые мишки в шкафу плакали горючими слезами.
Книжка «Как устроен человек» маркирована «для младшего школьного возраста». Мой сын еще дошкольник, но энциклопедии с Чевостиком очень любит. Там яркие картинки, там много интересного, и там такой похожий на Семена рыжик, которому тоже любопытно, что, где, когда и почему. “Книжка на вырост” – и думаю, мы еще долго будем ее читать, все меньше пересказывая «упрощенно» своими словами, все больше понимая и открывая в ней…
Текст и фото: Екатерина Медведева
Книга про строение человеческого тела
Московский музей, в котором все можно потрогать
Википедия для детей
Добавить комментарий