О ком эта книга?
В советские времена семья Никитиных была известна всем и каждому. Кто-то восхищался, кто-то возмущался, но равнодушных почти не было. Уж очень необычную систему воспитания выбрали Б.П. и Л.А. Никитины для своих семерых детей. Что ни ребенок, то вундеркинд получался.
Сейчас, спустя десятилетия, слава и шумиха остались в прошлом. И далеко не все вспомнят, чем же была так популярна эта семья. «А, это у которых дети голышом по снегу бегали?», – скажут немногие вспомнившие.
Ага, это именно они. Босиком по снегу, вот ужас-то, да? Нас всегда привлекает непривычное, непонятное, странное. Наверное, именно поэтому мне так захотелось прочитать эту книгу. Не в поисках рецептов по выращиванию вундеркиндов (моему киндеру скоро пять, и он, безусловно, вундер). Нет, у меня не педагогический интерес. Скорее, антропологический.
Как был устроен быт Никитиных? Как справлялись работающие мама и папа с семью детьми, не посещавшими детский сад? Как жили, как растили детей, что ели-пили, какие книги читали, как дружили или ссорились? Ну и как по снегу бегали босиком, тоже любопытно было узнать. Не без того.
И, надо сказать, двухтомник оказался еще интереснее, чем я думала. Там есть информация и для беременных, и для родителей младенца-грудничка (кормления, гимнастика, воздушные ванны, ранние высаживания и прочие правильные вещи), и дневниковые домашние записи о разных интересных случаях с малышами и подросшими сыновьями и дочками, и интереснейший текст родителей-Никитиных «О наших ошибках», и еще более интересные страницы, на которых выросшие дети, те самые семеро вундеркиндов, рассказывают о том, как сложилась их взрослая жизнь…
О воспитании
В чем суть воспитания? В личном примере родителей. В бережном отношении друг к другу. А еще в том, что не надо всюду ходить за ребенком и оберегать его от каждого сквознячка или занозы. Ребенок должен научиться все делать сам, иначе всю жизнь так и будет беспомощно оглядываться в поисках поддерживающей руки.
О, эти спорные страницы – об опасном костре, об острой иголке, о горячем чайнике, о кружке с холодной водой. О том, что ребенок должен один раз получить «предохранительную прививку» – понять, что огонь жжется, а иголка колется, и тогда он сам будет обходить их стороной. И о том, как родитель хладнокровно наблюдает за маленькой ручкой, которая тянется к опасному. Наблюдает и не вмешивается.
А ты читаешь и примеряешь на себя. Жестоко это? Или правильно? Насчет иголок и костров не скажу, а вот когда мой Семен настырно лез к кошке, я тоже не особенно его удерживала. Понимала: пока один раз не получит царапину, не поймет, что лучше кошку не злить. Так, в общем-то, и вышло.
О вундеркиндах
Можно, конечно, воспринимать книгу Никитиных и как учебник. «Выращиваем вундеркиндов в домашних условиях».
Дети Никитиных, безусловно, не были обычными детьми. Им все давалось быстрее, проще и раньше, чем среднестатистическим детишкам. Но, что важно, Никитины не думали, что их дети какие-то особенные. Наоборот, они считали, что такое раннее развитие – это НОРМА. Что абсолютно каждый ребенок несет в себе огромный потенциал, если с самых первых дней давать ему больше свободы, позволять самостоятельно получать свой жизненный опыт, учиться, анализировать, находить выходы из сложных ситуаций.
Физическое развитие, закаливание, спортивные турники дома и на улице, много движения, легкая одежда и правильная пища, – все это тоже отлично помогает развиваться ребенку умственно. Ну и, разумеется, в детской должны быть правильные, развивающие игрушки и игры – конструкторы, инструменты, предметы для творчества, чуть ли не научные приборы и таблицы Менделеева.
Звучит как нечто невозможное? Но Никитины справились с этим в «пустые» советские времена, когда купить качественные и дорогие игрушки было и негде, и не на что. У них не было того изобилия, какое есть сейчас.
Умеренность и простота – может, в этом и был секрет? Не заваливать ребенка готовыми развлекательными игрушками, чтобы он изобретал, придумывал, творил сам.
О публичности
Почти все дети Никитиных, уже будучи взрослыми, упоминают то, что их дом напоминал аквариум. Мало того, что семья большая и трудно уединиться или побыть наедине с мамой-папой, так еще и визитеры идут постоянным потоком. Наверно, это было очень тяжело – всегда жить на виду у почтенной публики. Мне приходит на ум еще одно слово – зоопарк. Народ валом валил поглядеть на «дрессированных» ребятишек. Была ли им на пользу эта публичность? Вряд ли.
Подумалось: как хорошо было бы Никитиным жить в эпоху интернета. Они, со своим педагогическим потенциалом, открытостью и доброжелательностью к людям, со своим стремлением поделиться, научить, показать, – как они могли бы развернуться в сети!
Вели бы свой блог, показывали бы фото и видео, писали бы посты и книги. И вместе с тем – ограждали бы детей от переизбытка посторонних людей, ведь основной поток посетителей шел бы не в дом, а на сайт, и дети не ощущали бы себя рыбками в аквариуме, за прозрачным стеклом…
Кстати, в книге указан адрес сайта: nikitiny.ru. Его делают дети и внуки Никитиных. Там есть фотографии, отрывки из дневника, статьи, а еще там можно скачать книги Б. и Л. Никитиных.
О выборе
Выбор этой семье приходилось делать постоянно. И если задуматься, то Никитины почти всегда выбирали то, что было тяжелее, непригляднее, непривычнее. Не жалели себя, взваливали на себя непомерные нагрузки.
Ведь семеро детей! А родители зарабатывали гроши. И государство не оказывало практически никакой поддержки. Самодельная мебель. Очень скромный, практически «постный» рацион, где редко ели мясо, где вместо «дорогих» фруктов – морковка и яблоки, а самая частая еда – картошка и каши. Одежды у детей было мало, ее редко покупали, чаще шили дома сами, она не всегда была модная, а ведь это для школьника едва ли не важнее, чем пятерки в дневнике…
Примерив такую жизнь на себя, уверена, 99 % читателей сказали бы: «Ой нет, лучше родить только одного ребенка, но зато дать ему все самое лучшее!».
Каюсь, именно так рассуждаем и мы с мужем…
А ведь и Никитины думали точно так же. Только их «дать ребенку самое лучшее» находилось в ином, нематериальном измерении. Самое лучшее – это крепкое здоровье и закаленность, и крепкие здоровые зубы, не испорченные сладким, и самостоятельность, умение мыслить нестандартно, и привычка к физическому труду, и чувство локтя, ощущение большой и дружной семьи, которая всегда поможет, защитит, разделит и радость, и проблемы.
И получается, какой бы выбор ни делали Никитины, выбор был сделан в пользу детей. И, наверное, был правильным… Кто скажет теперь… Может быть, сами дети Никитиных?
О том, удался ли эксперимент
Семья Никитиных – это уникальный случай, когда есть не только краткосрочные результаты необычной педагогики, но и долгосрочные. В советские времена люди толпой шли к Никитиным, чтобы посмотреть на необычных детей-вундеркиндов. А потом эти дети выросли и сами стали родителями, а многие уже и бабушками-дедушками.
Состоялись ли они? Выросли успешными и счастливыми? Или злятся на своих родителей за украденное и исковерканное детство?
В конце второго тома есть приложение: «Дети Никитиных – о себе, своем детстве и родителях». Это одни из самых искренних и любопытных страниц в двухтомнике.
И как бы ни сложилась судьба каждого из Никитиных-младших, одно можно сказать наверняка: каждый из них – Личность с большой буквы и невероятно интересный человек. А это ли не мечта многих родителей – вырастить Личность, воспитать Человека?
У Никитиных, вне сомнения, это получилось.
Текст и фото: Катя Медведева
Спасибо, очень интересно. Это они методику Никитиных выпускают?
Наверное, они:)