fbpx

Мария Грипе “Дети стеклодува”

Ну очень увлекательная сказка

Я читала эту книгу на детской площадке, на скамейке, пока мой сын возводил в песочнице свой идеальный город. Вдруг я почувствовала, что кто-то заглядывает мне через плечо. Более того, читает мою книжку!

обложка

Это была наша знакомая девочка Лида, 11 лет. Обычная такая девочка, любительница сладостей и плетения браслетов из резиночек.

Оказалось, она ужасно любит читать. Ничего не поделать, я отдала книжку ей, а себе вынесла из дома второй том дневников Чуковского.

птица

Светило солнце, скрипели качели, я продиралась сквозь 1920 в голодной Москве, а Лида читала.

Лидины друзья, мальчики и девочки, кричали ей нетерпеливо:
– Лида, читай быстрее!
А Лида читала.

Мы с Семеном нагулялись, сходили домой перекусить, вернулись во двор.
А Лида читала.

Что же такого написала Мария Грипе, что эту книгу девочка Лида предпочла играм с приятелями солнечным майским днем?

лодка

Все мы немного стеклодувы

«Дети стеклодува» – это сказка. Самая что ни на есть классическая. Там есть волшебница, что ткет волшебные ковры и предсказывает будущее, и говорящий ворон Клуке, и стеклодув, который делает такие изумительные вазы и чаши, и старик, продающий волшебное кольцо с зеленым камнем, и Правитель с Правительницей, живущие в пустом идеальном городе. Там сбываются страшные предсказания, там большая черная карета увозит вдаль двух похищенных, там ночью отчаявшаяся женщина пробирается в домик на холме, чтобы попросить о помощи…

А еще там есть дети. Самые обычные маленькие мальчик и девочка. И, как это часто бывает в сказках, именно им, самым маленьким и беззащитным, и выпадают самые трудные испытания и приключения. И оттого эти дети кажутся совсем не сказочными, а совершенно обычными детьми… Которые зависят от настроений взрослых, которые доверяют миру, которые по-своему по-детски, пытаются противостоять тому, что обрушивается на них.

дети

Эта сказка увлекательна для детей – и очень полезна для родителей. Потому что, как любая сказка, является отражением реальности. И стоит остановиться и оглянуться на себя, на свою семью. Все ли мы делаем так, как стоило бы? Не слишком ли мы увлечены своими личными делами, страданиями о неудавшейся жизни и выдуванием прекрасных стеклянных чаш? Все мы – немного стеклодувы, старательно творящие свою собственную жизнь, такую прекрасную, хрупкую, идеальную… И так грустно, когда в очередной раз вместо произведения искусства получается груда сверкающих осколков…

стеклодув

Бойтесь своих желаний

Да, несмотря на волшебные кольца и ковры, предсказывающие будущее, «Дети стеклодува» – это очень современный текст. В какого персонажа ни вглядись, все они абсолютно реальны.

Например, семья стеклодува. Муж, Альберт, днюет и ночует в своей мастерской, помешан на своей работе и считает ее самым главным счастьем в жизни…. Жена, София, сидит с детьми и часто плачет, глядя через окно на сумерки, в которых она снова, снова совсем одна. Оба они неверно расставляют приоритеты и в гонке за недостижимым идеалом перестают ценить то, что имеют. Оба они не сознают своего счастья, пока не теряют его.

Желая своим детям ходить в шелках и бархате, знает ли София, как причудливо будет исполнено ее желание?

клас

Правитель и Правительница – еще одна модель семьи, что очень распространена во все времена. Муж-Правитель считает себя очень добрыми и исполняет желания всех встречных. Вот только он сам знают, что лучше для этих встречных. И обижается, не услышав «спасибо!» от людей, которые вовсе и не просили облагодетельствовать их…

А жена- Правительница? Кто из нас не видел среди своих знакомых такую женщину, у которой вроде бы есть все, но вот беда – желаний-то никаких не осталось, и вкуса к жизни тоже… И жизнь в золотой клетке, в идеальном пустом мире, где все желания предугадываются, – такая жизнь оказывается вдруг не очень- то и прекрасной….

правители

Весьма узнаваема и гувернантка Нана, которая так прочно вписалась в уклад Дома, что хозяева не помышляют даже, что можно просто отказаться от ее услуг и выставить диктаторшу за дверь. Напротив, они боятся Нану и затыкают уши берушами, когда она храпит во сне. Знакомо, правда? Как часто кто-то вот так же втирается в доверие, занимает собой все больше нашего времени и пространства, и никакими силами не уберешь его из своей жизни.

нана

Да и маленькие Клас и Клара в этой сказке – тоже весьма типичны. Сколько детей в нашем мире вот так же заброшены, пока отец воплощает в жизнь свои творческие задумки, а мать грустит, сожалея о бедности и уходящей молодости… Сколько детей вот так растут в красивых и богатых домах, исполняя роль декоративного украшения. И хорошо, если у всех этих детей их личные истории закончатся так же счастливо, как закончилась история Класа и Клары.

дорога

А Лида читала…

А что же девочка Лида? Она успела. Дочитала книгу «за один присест», часа за три, пока мы гуляли. И сказала, что ей очень понравилась. Сначала я хотела расспросить ее – что именно понравилось, что впечатлило, что запомнилось больше всего?

Может быть, пустой город, в котором каждый вечер зажигаются фонари, все до одного, но для кого они светят? Как будто кто-то пытается выстроить свою жизнь идеальной, да не получается сделать ее живой. И горят симметричные огоньки, освещая пустоту…

Может быть, старый кучер, что тщетно пытался найти злоумышленника, разбивающего всю стеклянную посуду в доме?

кучер

Может быть, Альберт и София, глупые родители, так много внимания уделявшие своим мечтам, желаниям, разочарованиям и амбициям, и совсем забывшие о детях?

А может быть, волшебница Флакса, живущая в крошечном домике на холме, под сенью старой яблони? Или говорящий ворон, что где-то потерял свой ночной глаз, и теперь видит все в розовом свете?

флакса

А может быть, Клас и Клара, печально бродящие по огромному дому своих приёмных родителей, до такой степени запуганные и несчастные, что больше не отражаются в зеркалах?

Или тот момент, когда дети превратились в глиняные горшки, окончательно утратив последние проблески собственных личностей?

горшки

Да, много я хотела спросить у юной читательницы. А потом решила не спрашивать ничего.

Потому что наверняка 11-летняя девочка в своей школьной жизни уже столько книжек «проанализировала», выявляя основную мысль и идею, которую хотел донести автор, что мне не захотелось портить ей впечатление от книги своими околошкольными расспросами. Пусть сказка остается просто сказкой. И то, как увлеченно, не отрываясь, Лида читала эту книгу, – это, мне кажется, и есть самая похвальная для книги оценка. Чего еще желать автору, как не того, чтобы его книги читались детьми, запоем, на скамейке под тополями, в солнечный и прекрасный майский день…

волшебница

Текст и фото: Катя Медведева

(2)(0)
 

Добавить комментарий

*