Авалон Нуово, Дэвид Доран «Оркестр»
Знаете ли вы, как устроен оркестр? Сколько в нем музыкантов, какие у них инструменты? Кто пишет для них музыку и трудно ли прочитать эту музыку с нотного листа? Чем отличается труба от тубы и валторна от кларнета? Насколько важна для оркестра акустика зала? Для чего нужен дирижер?
Если на большинство из этих вопросов у вас пока не нашлось ответов, – мы расскажем и покажем, где их искать. Вот в этой красивой, большой, содержательной книжке! После ее прочтения вы будете слушать музыку уже совсем по-другому, со знанием дела!
По своему содержанию эта объемная оркестровая энциклопедия делится на несколько глав, каждая из которых приоткрывает нам завесу очередных музыкальных тайн. В первом разделе вы узнаете все-все-все о том, как устроен симфонический оркестр. Только представьте, в нем может быть более ста музыкантов!
По своему составу оркестр делится на четыре группы: струнные смычковые, деревянные и медные духовые – и ударные инструменты. А ну-ка, сколько инструментов из каждой группы вы можете назвать, не листая эту книгу? Если, конечно, вы не профессиональный музыкант!
Знакомьтесь, вот они – струнные смычковые. Конечно, первой на ум приходит скрипка. Но есть еще и альт, и виолончель, и контрабас. Все они – как будто близнецы на первый взгляд. Но конечно же, найти десять отличий будет не сложно: это и звучание, и размер, и толщина струн. Ну а ведущая скрипка руководит всем оркестром!
Следующая группа – деревянные духовые инструменты. Правда, из дерева их мастерили в былые времена, а теперь они могут быть и из металла, пластика или нескольких материалов сразу. Наверняка вы узнаете флейту, да и фагот трудно перепутать с другими, уж больно он велик. А вот кларнет и гобой отличить друг от друга на первый взгляд сложно. Ведь их главное различие – в мундштуке и трости.
Ну а медные духовые инструменты мы, не присматриваясь, назвали бы одним и тем же словом – труба. Их звук сильнее и громче, чем у деревянных, и имена у них тоже разные. Есть труба, она самая небольшая. Есть валторна и тромбон. И есть туба – самая большая и с самым низким голосом. Некоторые тубы можно даже надевать на музыканта, чтобы он мог играть и маршировать!
Ну и конечно, невозможно представить себе оркестр без ударных. А знаете ли вы, что ударные инструменты – это не только барабаны, литавры, тарелки, ксилофон, – но и рояль? Он устроен очень сложно: там есть не только клавиши, но и молоточки, которые ударяют по струнам. Кстати, из-за струн некоторые считают, что рояль – это не ударный, а струнный инструмент! Такие вот споры в музыкальной среде!
Ну и конечно, изучая музыкальные инструменты, нельзя обойти вниманием и те, что редко встречаются в симфоническом оркестре, зато незаменимы в джазе, рок-группах и церковной музыке! Впрочем, и гитару, и арфу запросто можно увидеть и в симфоническом оркестре. Ведь чем больше разных инструментов, тем гармоничнее и созвучнее будет музыка!
Но если вы думали, что эта книга рассказывает только о музыкальных инструментах, – это вовсе не так! Вы почерпнете отсюда массу самой разной информации! Какие бывают голоса у людей, и чем сопрано отличается от контральто? Какая древесина идеальна для создания скрипок, а какую лучше не брать? Почему форма концертного зала, углы стен, расположение колонн и кресел так важны для акустики? Листайте, все ответы здесь!
Второй раздел книги, «Музыка и ее создатели», знакомит читателей с самыми знаменитыми и талантливыми композиторами разных эпох. Нам встретятся тут Антонио Вивальди и Эми Бич, Густав Холст и Дюк Эллингтон, Моцарт и Бетховен, Мендельсон и Мишель Легран, и многие другие выдающиеся композиторы. А как вообще сочиняют музыку? Как записываются ноты на нотном стане? Что такое динамика и аранжировка? Все это тоже есть на страницах книги!
Не менее интересна и третья часть энциклопедии. Ее название – «За порогом концертного зала» – интригует. Что же там, за порогом? Там тоже есть музыка? О, музыка на самом деле есть везде! Она упоминается в Библии и в мифах, она звучит в опере и балете, есть специальная музыка для театра и кино, ведь и правда, многие знаменитые фильмы известны своими не менее знаменитыми саундтреками!
Да, музыка сопровождает нас абсолютно везде. Практически нет людей, равнодушных к ее звучанию. Каждый выбирает те мелодии и жанры, что больше всего созвучны настроению и мироощущению. А иногда музыка словно играет в душе и просится на бумагу. Как же стать композитором? Как сочинять свою музыку? И на эти вопросы вы тоже найдете ответы в книге! Читайте, удивляйтесь, изучайте новое, слушайте музыку – и она откроет вам еще очень много своих секретов!
Текст и фото: Катя Медведева
Pages: 1 2
Добавить комментарий