fbpx

Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Ночь нежна»

«От боли сердце замереть готово, и разум — на пороге забытья, как будто пью настой болиголова, как будто в Лету погружаюсь я». Так начинается «Ода соловью», одно из самых лиричных и проникновенных стихотворений великого английского поэта Джона Китса. И совсем не случайно строку из этого стихотворения взял Фрэнсис Скотт Фицджеральд для заглавия своего последнего романа «Ночь нежна».

Ведь и строфы стихотворения, и главы романа проникнуты одним и тем же настроением – это гимн жизни, любви и природе, но вместе с тем – грустное и смиренное признание мимолетности бытия. Вот есть человек, а вот его уже и нет. И только ночь нежна, и ветер пахнет цветущими розами, и луна равнодушно глядит с небосклона на людей, чьи жизни коротки, а поступки безрассудны.

Впрочем, начинается роман ярко и солнечно, и ни единой нотки грусти вы не расслышите на этих страницах. Напротив, жизнь здесь кипит и сверкает. Французская Ривьера – побережье Средиземного моря, уютный отель, золотой пляжный песок, высокие сосны и лиловые вершины Альп, – вот декорации, в которые Фицджеральд помещает своих героев.

Мы видим юную девушку, американку Розмэри. Ей всего 18, но она уже знаменитая актриса – и очень серьезная, задумчивая девушка. После тяжелой работы на съемках фильма Розмэри с матерью едут на отдых в Европу. Лето, море, солнце, беззаботные дни – самое время влюбиться в первый раз!

И конечно, Розмэри влюбляется – в красивого, загорелого, обаятельного мужчину, с которым знакомится на пляже. Дик Дайвер – душа компании, он всех смешит, для каждого находит добрые слова, он всегда в отличном настроении, и в него, кажется, влюблены абсолютно все. Есть только одна досадная мелочь – он, увы, женат.

Классический любовный треугольник, казалось бы. Богатая, счастливая семейная пара с двумя красивыми детьми, огромный дом, куда они приглашают всех друзей, веселые и романтичные вечеринки «для своих». И юная девушка, затянутая в этот мирок, как бабочка на свет лампы, привлеченная обаянием и открытостью Дайверов, – неужели ей суждено разрушить этот прочный семейный союз?

Когда тебе 18 лет, всепоглощающая, огромная, требовательная любовь затмевает рассудок и руководит всеми поступками. Девушка видит, что Дик несчастен. Видит, что его красивая жена Николь не может дать ему то, чего он заслуживает. А главное, Розмэри чувствует, что тоже нравится Дику. И долго ли он сможет сопротивляться натиску столь сильного, искреннего чувства?

Кто он вообще такой, этот Дик Дайвер? Талантливый психиатр, которому все прочили карьерный рост и успех. Но так ли он успешен, как кажется? Обрывками, недомолвками, странными слухами доходят до Розмэри намеки на то, что у Дайверов не все ладно. Неужели даже у таких богатых, красивых, идеальных людей могут быть проблемы? Оказывается, еще как могут…

Сделанный в юности выбор оказывается фатальным, любовь оборачивается проклятьем, и глядя на юную Розмэри, Дик как будто проживает заново свою жизнь – такую, какой она могла бы быть, если бы когда-то много лет назад он не принял решение, связавшее его по рукам и ногам, давшее деньги и карьеру, но отнявшее свободу и что-то еще, неуловимое, невидимое, но очень важное…

Последний роман Фицджеральда читается практически как дневник, в котором нашла отражение личная трагическая история писателя и его жены Зельды. Великолепные иллюстрации в этой книге погружают нас в атмосферу 1920-х годов, эпоху моды, джаза, танцев и вечеринок, послевоенной беззаботности и желания брать от жизни все. Красивое, тревожное, интересное было время. И такие же красивые, интересные и непростые появлялись в это время книги.

Да, жизнь мимолетна, а искусство вечно. Китс прожил 25 лет, Фицджеральд – 44 года. Ну а «Ода соловью» и роман «Ночь нежна» будут существовать всегда – или, по крайней мере, до тех пор, пока люди не разучатся читать. А это, будем надеяться, с человечеством не случится никогда.
Текст и фото: Катя Медведева

(2)(0)
 

Добавить комментарий

*