Книги с иллюстрациями Дэвида Литчфилда
Две книги от автора и иллюстратора Дэвида Литчфилда, изданные Мастерской детских книг, гордо украшены золотой медалью “Победителя премии лучшей детской книги Waterstone”. Собственно премию получила книга-дебют этого автора про “Медведя и пианино”, и, кажется, не напрасно.
Дэвид Литчфилд “Медведь и пианино”
Книга напоминает оскароносные фильмы-байопики, где никому не известный талантливый герой много трудится и возрастает в своем таланте, затем уезжает на чужбину, где имеет невероятный успех и пожинает лавры, однако чувствует себя при этом одиноким и скучает, а вернувшись домой, понимает, что самая дорогая на свете публика – это его друзья.
Эта книга, сделанная как голливудская волшебная сказка, могла бы быть скучной и слишком морализаторской, если бы не два факта – 1) главный герой- медведь 2) необычно сделанные иллюстрации.
Медведи в этой книге сочетают в себе силу и мощь с уютной пушистой округлостью, они живут в уединенном пространстве леса, который кажется символом рая благодаря сияющим лучам, окутывающим этот дивный мир . Каким-то загадочным образом в этом лесу оказывается пианино и это служит толчком к развитию сюжета.
Медвежонок, обнаруживающий пианино, приходит к нему каждый день на протяжении недель, месяцев, лет, при этом мы видим на развороте смену сезонов и превращение медвежонка в медведя, и вот наконец звуки инструменты становятся прекрасными, а сам медвежонок вырастает. Все мы знаем о необходимости регулярной практики для достижения совершенства и профессионализма, но трудно эту идею донести до детей.
В книге о медведе мысль о пользе ежедневных занятий преподносится ненавязчиво, легко и красиво. Выделяются крупные планы счастливого героя, мечтающего во время игры на пианино об удивительных местах.
И вот, мечты сбываются – медведь отправляется из маленького уютного мирка в большой мир, а именно в большой город за славой – мы видим очень кинематографичный классический вид небоскребов Манхэттена, вырастающих на другом берегу реки, а уже на следующем развороте – не менее кинематографичный вид Бродвея с афишами и биллбордами о триумфе нашего героя.
Иллюстрации, посвященные городу, явно противопоставляют себя картинкам светящегося волшебного леса – очень
энергичные и броские, они ярко передают шум и суету мегаполиса. Цельные разворотные картинки леса сменяются рядом разбросанных полароидных снимков-деталей успехов медведя: вот он дает интервью, вот получает награды, вот заголовки в газетах, а вот и фуршет.
Целостность заменяется мельтешением, но успех, слава и богатство имеют и свою обратную сторону – одиночество и тоску по дружескому участию. Медведь вспоминает о родине и возвращается в свой приветливый отчий дом, где находит самых благодарных дружественных зрителей.
Иллюстрации Литчфилда разнообразны по технике и подаче – в книге есть и большие разворотные картинки, и сделанные в стиле комиксов нарезки из крупных планов и разнообразно выделенных деталей общего плана. Здесь есть игра со шрифтами и текстурами, агрессивный стиль подачи модных журналов при описании большого города, но есть и прозрачные, пронизанные солнечным светом и покоем иллюстрации при описании родного леса медведя.
Эта книга рассказывает взрослую историю успеха для детей и тронет сердца тех, кто покинул свой дом и хотел бы вернуться назад.
С детьми же после прочтения этой книжки появляется повод обсудить целый ряд поучительных вещей: 1) о необходимости ежедневно трудиться, 2) об эфемерности славы, 3) о выборе между делом, которое любишь и теми, кого ты любишь, 4) о ценности дружбы.
Дэвид Литчфилд “Великан. Дедушкин секрет”
Вторая книга Дэвида Литчфилда “Великан. Дедушкин секрет” не менее трогательная, здесь снова речь идет о “своем” и “Чужом”. Если в первой книге было противопоставление маленького, милого, спокойного и понятного мирка леса большому и суетному миру вокруг, то в книге о великане речь идет об обычных людях и большом, непонятном и страшном великане.
Таинственный великан живет где-то неподалеку, он помогает всем в сложных ситуациях и делает все это тихо и незаметно, но вынужден прятаться “потому что люди боятся того, кто не такой, как все”. Идея терпимости и принятия кого-то, отличного от других, популярна в современном мире и просачивается даже в детские книжки – как, например, в книжку об Элмере, слоне в клеточку.
Вот и Литчфилд во второй своей книжке хочет растолковать детям взрослые понятия о толерантности в доступной им форме. В своем интервью агентству “Bright” художник говорит: “Я всегда думал, что каждая хорошая книга, или фильм, или другое произведение искусства, должны содержать осмысленную идею в рамках истории, даже если она
спрятана в метафору. Я считаю, что эта история была прекрасной возможностью выразить идею принятия людей такими, какие они есть, а также принятия себя таким, какой ты есть. Я также думаю, что эта книга о том, чтобы полюбить свою особенность и странность – ведь наши особенности делают нас нами в конце концов. Я действительно пытаюсь научить своих собственных детей так, как могу, терпимости, принятию и дружбе.”
Великан и его отличие от всех, его инаковость помогают главному герою, мальчику Билли, разобраться в самому себе и в своих страхах. Билли понимает, что его страх перед великаном – это его внутренний страх к чужому и другому и старается изменить положение вещей, примириться с великаном, перестать его бояться и начать уважать его личность.
Дэвид Литчфилд адаптирует все эти прекраснодушные идеи для детского восприятия, возможно слишком прямолинейно и в лоб, однако его иллюстрации так хороши, что забываешь об этой дидактичности.
Город, в котором живет мальчик Билли и его дедушка, написан яркими, но в то же время немного приглушенными красками, крыши как будто процарапаны тонкими линиями, как на гравюрах, персонажи очень выразительные – например, дедушка выглядит как типичный хипстер, а морская волна напоминает знаменитую японскую гравюру Хокусай.
Если еще учесть, что обе книги прекрасно изданы – даже с суперобложками, что редкость для детских книг, то пожалуй это будет прекрасный подарок детям от 3 до 7 лет.
Текст и фото: Света Задорожная
Добавить комментарий