fbpx

Спектакли о Простодурсене в театре “Сфера”

Театральный сериал

Отличные новости для любителей норвежского писателя Руне Белсвика. Полюбившихся жителей Приречной страны: Простодурсена, Ковригсена, Сдобсена, Октаву и Пронырсена теперь можно увидеть на сцене Московского театра “Сфера”. Раз в месяц, в течение целого дня – все четыре спектакля о Простодурсене.

Я не удержалась и, для вида прихватив семилетнюю дочку подруги, сходила на свою любимую историю Руне Белсвика про появление Утенка. Она самая первая в хронологическом порядке и называется  “Простодурсен и Великое похищение реки”.

Руне Белсвика часто сравнивают с Туве Янссон, создательницей Муми-троллей, в том смысле, что оба этих писателя создали целый мир, который очень хочется увидеть. В России мы видим героев глазами художницы Варвары Помидор, которая проиллюстрировала две книги о Простодурсене издательства “Самокат”.  Ее рисунки, кстати, висят в фойе “Сферы”.

А какой получилась Приречная страна у режиссера Юлии Беляевой? Совсем другой! Но, видимо, это удел талантливых писателей – отпускать своих героев в большой мир, чтобы они зажили своей жизнью.

“Простодурсен и Великое похищение реки”. Одно действие, 60 минут жизни в Приречной стране. Аудитория спектаклей о Простодурсене – дети от 6 до 10 лет и.. все без исключения взрослые.

Простые истории

Мы нуждаемся в простых вещах. Запах имбирной коврижки, хорошая песня, цветы в вазе, торт, большое красивое яйцо. На спектакле возникает забытое детское ощущение того, что любую беду и проблему можно решить с помощью … простого пудинга. Нам этого так не хватает. И даже думаешь потом: а вдруг это правда? Может, стоит попробовать?

Детям нужны простые истории. Вот, казалось бы, что такого? Пять жителей. Всего пять! Им даже ходить особенно некуда. Центр общественной жизни – кондитерская Ковригсена. Там герои покупают пудинг, коврижки и заказывают торты по любому поводу.

А у одного из жителей, на первый взгляд, недалекого и простого парня, которого так и зовут – Простодурсен, появляется яйцо. Единственная девочка на районе Октава немедленно украшает дом и водит яйцо на прогулку на свежий воздух. Как вдруг из Яйца вылупляется… Утенок!

И только Простодурсен решает, что нашел себе компанию по киданию бульков в воду, как вдруг оказывается, что река … пропала. Дело в том, что среди жителей есть целый злодей. Ну как злодей? Просто человек питался черствым хлебом, а как только попробовал настоящие вкусные десерты, так двинулся по пути исправления. Хотя вот Утку он зря связал.

Ну а теперь об Утке!

То есть об игре актеров. Вот что мне нравится в театре “Сфера” так это то, что актеры играют с одинаковым энтузиазмом во взрослых и в детских спектаклях. Павел Степанов, Бутон из булгаковской “Кабалы святош” вдруг превратился в немного несуразного, спокойного, даже медлительного Простодурсена.

Октава – просто ролевая модель для всех девочек. Тортики, цветочки, песенки, воркование над малышом. Но когда надо возглавить и выступить со сковородкой в руках, идет и делает. Кстати, в этой роли дебютировала Марина Заболоцкая. Совет дня: в любой непонятной ситуации – декорируй интерьер!

Все прекрасны: рефлексирующий Сдобсен (Александр Артамонов), мастер по коврижкам и тортикам Ковригсен (Алексей Суренский), деловой Пронырсен (Александр Пацевич), новорожденный, только что научившийся ходить и крякать Утенок (Даниил Толстых).

И, конечно же, Утка! Великолепная Екатерина Давыдова-Тонгур. Просто браво! Кого бы она ни играла, за ее мимикой и интонацией можно смотреть вечно.

Просто театр

Если вы не были еще на детских спектаклях “Сферы”, то я  рекомендую сходить. Это театр, где происходит настоящий диалог зрителей и актеров. Конечно, это специфика сцены, которая находится в центре зала, а зрители сидят по кругу.

Вот, например, как начинается спектакль “Простодурсен и Великое похищение реки”. Мы слегка опаздывали и влетели в зал, как-то особо не рассматривая, что там происходит. Я лично села на последнее место в пятом ряду. Рядом с собой я смутно заметила кровать. Потом поднимаю глаза, а на кровати-то кто-то лежит. Ой! Потом этот кто-то поднялся и оказался Простодурсеном. В принципе, я могла его потрогать.

А моя подруга с дочкой сидела, наоборот, на первом ряду. Им досталась Утка. Она пыталась убежать от Пронырсена и дала им веревку. Но они не догадались ее спрятать, и Утка показала им язык. Нужно ли говорить, что это был самый запоминающийся момент для семилетнего ребенка?

А напротив меня сидела девочка. То есть она не сидела, в середине спектакля она вскочила и больше не садилась. Она активно помогала героям спасти Утку и реку. И это никому не мешало.

Не правда ли, это приятное разнообразие в мире интерактива? Я совсем не против электронных задников и спецэффектов, которые сейчас в изобилии. Но как приятно прийти иногда и погрузиться в настоящий театр. И я вас уверяю, что дети будут вспоминать смешного Простодурсена, дрожащий пудинг на пиру, веревку, которую дала подержать Утка и… обычные блестки, которые падают в конце спектакля, гораздо больше, чем все мегапиксели детских шоу.

Текст: Таня Белкина 
Фото: архив театра “Сфера”, Дмитрий Харитонов, Марина Львова

(8)(0)
 

Добавить комментарий

*