fbpx

Спектакль “Агата Кристи. Детектив” в театре “Апарте”

Необычные театры Москвы

В нашей с Глебом коллекции необычных театров Москвы – приятное пополнение. У нас уже есть камерный театр на Юго-Западе, круглый театр “Сфера”, и вот новое знакомство – театр “Апарте”.

Новый театр – это всегда так волнительно! Что, как? Что покажут? Будет ли интересно? Какие там люди? Какие традиции?

Мы пришли с Глебом заранее, чтобы познакомиться поближе. Как с удивлением заметил мой сын, изучая афишы: “Такой маленький, а целых три сцены”. Здорово, – три сцены, большой репертуар, большой простор для начинающихся отношений. Пока все, что мы увидели, нам очень понравилось.

Небольшое уютное фойе с чёрным пианино в углу, буфет, очень дружелюбные люди. Женщина-администратор заинтересовалась нашей театральной мышью. Мы всегда носим с собой мышку из IKEA и фотографируем ее для Инстаграм.

И вот мы вошли в зрительный зал. Очень небольшой, но, кажется, для всех удобный. Мы сидели в шестом ряду и видели каждую эмоцию на лице актёров. Более того, во время спектакля персонажи ходили мимо нас. Отличный приём. Жалко, что его в основном используют в детском театре. А это так бодрит.

На экране показывали документальный фильм про Агату Кристи. А на сцене за офисным столом сидел какой-то человек и что-то тыкал в ноутбуке. Наверное, технический работник, подумала я. Следит за фильмом. Как вдруг погас свет, вместо фильма пошли титры спектакля, а технический работник стал разговаривать по мобильному телефону. Так начался спектакль “Агата Кристи. Детектив”.

Сюжет

Спектакль поставлен по пьесе “Назад к убийству”, которая, в свою очередь, получилась из великолепного, одного из лучших романов Агаты Кристи “Пять поросят”.

В спектакле воссоздано убийство 16-летней давности. Молодая девушка, Карла Лемаршан, приезжает в Англию, чтобы разобраться в семейной трагедии. Ее мать, Кэролайн Крейл, была осуждена за отравление своего мужа, художника. Против неё было все: и мотив (Эмиас привёл домой любовницу), и улики (она взяла яд у соседа и сама подала мужу пиво). Да и на суде она не очень-то это отрицала.

Однако, перед смертью Кэролайн отправила дочери письмо, в котором призналась в своей невиновности. Карла, весьма энергичная молодая особа, страстно желает во всем разобраться. А помогает ей в этом технический работник, то есть, простите, адвокат, Джеймс Фогг.

Карла убеждена, что убийца отца – один из пяти человек, находившихся в тот день в доме. Пять подозреваемых! Пять великолепных типажей! Пять сложных характеров! Пять противоречивых отзывов о матери. Так кто же лжет? Кэролайн, унесшая подробности трагедии в могилу, или один из этих успешных, взрослых людей? Во всем этом Карле предстоит разобраться.

Представляю вам сыщиков

Карла Лемаршан – актриса Лилия Соловьева. Сразу скажу, что это мое главное открытие в театре. Чем она меня привлекла? Потрясающей естественностью в исполнении роли. Каждая мысль, чувство находили отражение в мимике, жестах, выражении глаз. Она реагировала ну просто буквально на все!  Это так увлекательно – следить за столь искренним, юным и решительным человеком. И очень симпатичным.

В роли своей матери, Кэролайн Крейл, Лилия мне понравилась чуть меньше. Отношу это к странным нарядам “прошлого” и к тому, что не получилось цельного образа.

Мы видим Кэролайн: любящую, заботливую, нежную, которую до сих пор мучит совесть за то, что она в детстве изуродовала лицо младшей сестре. А в следующий момент она вопит как резаная, ведет себя агрессивно и нелогично. Тут поневоле начинаешь сочувствовать Эмиасу, который бесится и сходит с ума в доме, полном женщин.

И только в книжке даётся объяснение такому поведению. Она все время специально давала выход эмоциям и негативным чувствам, потому что страшно боялась, к чему может привести подавляемая агрессия.

Джеймс Фогг – актер Денис Лапега. Он – первый, кого мы видим, и он вводит нас в спектакль. Интересно, как ему удаётся сидеть с таким невозмутимым видом, когда все на него глазеют? Вот что значит актерское мастерство.

Мне было интересно наблюдать его метаморфозу. Из закомплексованного, “чопорного”, как говорит Глеб, адвоката он превращается в уверенного мужчину, который и находит убийцу.

Пять поросят

На момент убийства, кроме Кэролайн и Эмиаса Крейлов, в доме находились:

Два друга семьи, два брата: Филипп и Мередит Блейки. Первый то ли тайно влюблён в Кэролайн, то ли слишком преданно относится к Эмиасу. Второй открыто влюблён в Кэролайн, а на самом деле тайно любит Эльзу.

Эльза Грир. Любовница Эмиаса, которая открыто заявляет об этом его жене. Актриса Антонина Комиссарова сыграла практически две разные роли, настолько отличается юная Эльза от Эльзы за тридцать.

Гувернантка сестры Кэролайн, Анджелы. Она открыто неприязненно относится к Эмиасу и восхищается Кэролайн. А что там на самом деле?

И, наконец, 14-летняя Анджела. Буйный подросток в расцвете переходного возраста.

Так кто из этих поросят совершил преступление страсти?!

Сценография

Спектакль идёт без антракта. Длительность 1 час 45 минут. Как сделать так, чтобы зрители не заскучали? А они не скучают ни секунды. Режиссер и сценограф Андрей Любимов (он же исполнитель одной из ролей – Мередита Блейка) знает ответ.

Спектакль на редкость динамичный. Все время что-то происходит. То пробежит кто-то по проходу, то состоится бодрый диалог, то замигают панели на сцене, то включится громкая музыка. Вперёд, вперёд, к разгадке!

А цветовое решение спектакля? Замечательная находка. Настоящее – в черно-белой гамме, прошлое – ужасно цветное, иногда до неприличия.

Словно произошедшая трагедия заморозила всех участников, отравила сомнениями, ненавистью и виной. Они словно все как неживые, только признает это одна Эльза Грир. Кто-то до сих пор любит Эмиаса и ненавидит Кэролайн, кто-то мучается чувством вины, а кто-то убеждён в ее вине, и это знание не дает жить нормально. Особенно виден этот контраст на Филиппе Блейке и Эльзе. Какой Филипп был беззаботный в прошлом: неформальная одежда, пиво в руке, смех. А сейчас перед нами жёсткий бизнесмен.

А Эльза? Та, которая любовница. Большое, эгоистичное до мозга костей, безумно влюблённое дитя. И что с ней сделала смерть ее любовника? Рафинированная стерва без малейшего проявления чувств. Хотя надо признать, чёрное ей идёт. Но цветастый комбинезончик тоже был хорош!

Даже Карла и Джеймс тоже в черном, хотя они не участвовали в деле. Но тень этого события легла и на них. Джеймс до сих пор не может забыть Кэролайн, а Карла чувствует себя дочерью убийцы.

Интересно, а правда освободила их всех? Мир снова окрасился в цвета? Вселяет надежду яркая сумочка Карлы, которая появляется на ней в последней сцене.

А где же Пуаро?

А его нет! Забавно, что Агата Кристи в пьесах избегала своих главных сыщиков: Пуаро и мисс Марпл. И я поняла, почему. Зрители в театре не хотят видеть один сюжет из серии многих. Они хотят видеть развитие главных героев, завершённость действия. А Пуаро статичен, он не меняется. У него нет личной жизни, нет ничего, что делает его привлекательным театральным героем. Поэтому роль сыщиков была возложена на молодую пару. Ведь дополнительная прелесть спектакля театра Апарте в зарождающихся отношениях Карлы и Джеймса Фогга.

Смотреть внимательно!

“Детектив. Агата Кристи” – очень визуальный спектакль. Если, читая роман, мы следим только за словами героев, то в данном случае мы имеем возможность наблюдать вживую за всеми чувствами, подтекстами, скрытым смыслом. Я уверена, что внимательный зритель сможет догадаться, кто убийца, до финала. Жаль, что я знала сюжет заранее. Зато за несколько минут до конца я смотрела только на убийцу, и это было потрясающе. Глаза, смотрите в глаза. Нет, не скажу, кому.

И … самое интересное… обсуждение после спектакля

“А почему этот друг Эмиаса у них остановился, а не пошел домой ночевать?”

“А почему дом перешел не к дочери по наследству?” Да, действительно, почему.

“А почему Анжела жила с сестрой? У нее, что ли, своего дома нет?” Чувствуете, как ребенка волнует квартирный вопрос?

А ещё мы с Глебом ждали, покажут нам картину Эмиаса “Девушка в желтом” или нет. Не показали. Наверное, чтобы не портить имидж гениального художника.

И самое интересное. Кого подозревал Глеб? Как оказалось, всех. Даже малышку Карлу, которой и дома тогда не было. Но в конце его подозрения сконцентрировались на двух персонах: гувернантке и Анджеле. В финале осталась только Анджела.

А хотите проверить, прав он или нет? Тогда я приглашаю вас в театр “Апарте” на великолепный захватывающий спектакль “Агата Кристи. Детектив’

Текст: Таня Белкина
Фото: архив театра “Апарте”

(6)(0)
 

Добавить комментарий

*