Дело было год назад. Привожу как-то в конце декабря ребенка в школу. Сижу на лавочке, тихо, мирно, никого не трогаю. Как вдруг вводят мальчика. Богатый халат накинут на зимнюю куртку, в руке посох-палка, обернутый фольгой. “Что это с ним?”, – спрашиваю у Глеба. В ответ я услышала о себе много интересного. Оказывается, через три дня в школе будет новогоднее представление, будут играть “Двенадцать месяцев”, вот этот мальчик с палкой – это декабрь, а он, лично он, Глеб, должен быть январем, сегодня репетиция в костюмах, а костюма-то у него нет!
Через три дня Глеб сыграл свою роль, и даже в костюме, но с тех пор при упоминании “Двенадцати месяцев” я нервно вздрагиваю.
Нервная дрожь исчезла после просмотра великолепной новогодней трактовки этой пьесы в театре Терезы Дуровой.
Где-то в середине декабря начинается у нас в Москве прекрасный период новогоднего чеса. Пользуются стремлением родителей обеспечить своим чадам минимум одно новогоднее представление фигуристы, цирковые артисты и прочие, и прочие. Всегда после очередного такого мероприятия я думаю, что ниже падать уже некуда.
Век расшатался – и скверней всего,
Что я рожден восстановить его.
(Цитата из спектакля “12 месяцев” и .. “Гамлета” некоего Шекспира).
Театриум, пожалуй, единственная площадка в Москве, где меня не пугают отступления от оригинального сюжета. Наоборот, мне хочется узнать, как же интерпретируют какое-то классическое произведение на этот раз и всегда я поражаюсь мастерству сценаристов.
“Двенадцать месяцев” предстали настоящим зимним праздником. Там было все:
– Коньки и лед. Скорее всего, пластиковый, по новой технологии, но был. Разумеется, в нашей стране-фанатке фигурного катания (и тем более перед Сочи) без коньков никуда. Для массовых катаний, которые изображают актеры, они катаются очень прилично. Прямо завидую им – можно кататься на работе.
– Две полновесные такие любовные линии:
1. Принцесса и некий трогательный заморский принц, падающий в обморок от выходок своей любимой и вставляющий периодически английские фразы к радости родителей, чьи дети уже учат язык. На этом вся нравоучительная часть пьесы, к счастью, заканчивается.
2. Лиза (падчерица) и Солдат. Соответственно четыре раскрытых характера. Нет, пять! Был еще бодрый дворецкий, выступающий в курощательном тандеме с Принцессой. Принцесса капризна и своенравна, как ей и положено, но троллит окружающих скорее от скуки и научного интереса, нежели по причине скверного характера.
– Два юмористических трио. Фрейлины Принцессы и находящиеся в поисках мужей, причем все три, Мачеха и ее две дочки.
– Интерактивный занавес. Слава Богу, он использовался пару раз и очень удачно. Меня просто уже стали пугать эти новые технологии, многие театры стали ими пользоваться во вред.
– Знакомые и уже любимые по другим постановкам актеры. Евгений Мишечкин уже сроднился с ролью Солдата и играет ее везде.
– Живая музыка (после “Алых Парусов” я стала ее особенно ценить), яркие и красивые декорации, песни и танцы.
– Зал, в котором не было свободных мест и довольные лица зрителей. Ну и обязательная толпа в гардеробе, потому что расстояние между спектаклями минимальное и в холле перемешиваются два потока зрителей.
Чего там не было, так это, пожалуй, самих 12-ти месяцев. Именно их роль была сокращена до минимума. До одного появления на сцене. Но меня, признаться, это только порадовало. В пьесе Маршака это самое скучное место. Никогда не любила описаний природы. К тому же с месяцами у меня теперь непростые отношения.
Отчего зайцы не летают как птицы?!
Пожалуй, все зрители согласятся со мной, что главная роль совсем не у Принцессы и не у Падчерицы, а у меланхоличного Зайца, цитирующего классиков и в приступе мизантропии пристающего к шастающему по лесу народу с вопросом: “Капуста есть?! Капусты нет?! От вас один лишь только вред!”
В новогодние каникулы перед спектаклем и в антракте было выступление Деда Мороза и Снегурочки, а после представления можно было сфотографироваться с героями на память. К сожалению, очередь из желающих была такая длинная, что мы решили в ней не стоять.
“Двенадцать месяцев” – одно из немногих “наших” зимних произведений. От “Морозко” и “Снегурочки” эту пьесу выгодно отличает наличие красивой дворцовой жизни. Поэтому это самый беспроигрышный вариант сказки на зимнее время. Не на зимнее тоже. Спектакль будет находиться в постоянном репертуаре. Рекомендованный самим театром возраст от 6 лет. Но в зале было много детей куда меньше. И ни от кого не доносились возмущенные звуки. Можно идти смело от трех лет.
Текст: Таня Белкина, фото: Елена Хапова
Зимняя кровавая сказка
Сказка о любви в Театриуме на Серпуховке
Хроники Нарнии
все спектакли театра Дуровой великолепны. Идите на любой, не пожалеете