Книги про путешествия для младшего школьного возраста
Я – мама семиклассника. И, как человек, который раз в месяц с тоской проверяет домашнее задание по географии, могу сказать. Дорогие мамы! Прививайте любовь к этой науке в младшем школьном периоде, пока вам и вашим детям не обрушится на головы УЧЕБНИК!
Тогда будет уже поздно предлагать самые красивые, самые интересные книги про путешествия – не поможет, на чтение сверх программы катастрофически не хватает времени. Так что ловите ваших первоклассников, второклассников и третьеклассников, усаживайте их за чтение и рассматривание книг из серии “Великие экспедиции” издательства Paulsen и наслаждайтесь великолепными историями! Верьте, – ваши усилия не пройдут даром.
Как-нибудь вечером, когда ваш шестиклассник или семиклассник будет штудировать бесконечный параграф про все-все географические открытия, когда-либо совершенные на протяжении мировой истории, вдруг ему покажется знакомым имя Руаля Амундсена. При перспективе сделать доклад про какую-либо экспедицию, он предложит не упомянутого в учебнике Нобиле. А когда будут изучать Северный Ледовитый океан, заявит, что полюсов на самом деле восемь!
И вдруг он решит, что не такая уж тупая наука эта география. (Простите, лексика семиклассника страшно заразительна). А вы сразу же почувствуете, что жизнь прожили не зря.
Итак, рассмотрим три книги в хронологическом порядке.
Первые две книги рассказывают о героических историях спасения. Когда-то не было такого человека, который не знал бы об экспедиции Нобиле, о ледоколе “Челюскин” и о советских летчиках, покоряющих ледяные просторы. Дела-то громкие были!
Я считаю, что и сейчас эти знания не будут лишними. К тому же это такие увлекательные истории….
Вадим Худяков “На дирижабле в Арктику. “Красин” спасает воздухоплавателей”
Как только человек изобрел летательный аппарат, сразу же возникла мысль: а неплохо было бы полететь на нем на Северный полюс! Сколько бы это сэкономило энергозатрат и всевозможных мучений, связанных с полярным пешим походом. Бррр! Вы только представьте: очень холодно, еды нет, тащишь свое хозяйство хорошо если на собаках, но обычно их уже съедают в середине пути. Редкие белые медведи на тебя охотятся, коварный лед расставляет ловушки.
Конечно, полярным путешественникам хотелось преодолеть все это по воздуху. Поэтому, в не таком уж и далеком году – в 1926 всего-то, отважный и всемирно известный норвежец Руаль Амундсен с товарищами доверили свои жизни такому странному, как это кажется сейчас, агрегату, как дирижабль. Корабль назывался “Норвегия”, и для его управления был приглашен итальянский конструктор Умберто Нобиле. В полете Амундсен и Нобиле разругались. И последний решил снова отправиться в путь уже на собственном дирижабле под гордым именем “Италия”. Дирижабль потерпел крушение на просторах Северного Ледовитого, и несчастных итальянцев спас наш советский ледокол “Красин”.
Это великолепная история! Если бы ее не было, ее надо было придумать. В ней все, как в хорошем голливудском блокбастере.
Психологическая драма, мятущиеся амбиции, приглашенная звезда на роль второго плана с трагическим финалом (Руаль Амундсен), Бог из машины в виде ледокола “Красин”. В ней есть собака, наконец! И даже визуальная концепция соблюдена. Эффектный штрих в виде красной палатки в монохромных льдах.
Книга прекрасно иллюстрирована художником Ольгой Зинюковой. Благодаря ее рисункам у читателя не возникает вопросов насчет того, что и как происходит. Особенно нуждаются в помощи иллюстративного материала наши дети. Они вообще плохо представляют себе времена без интернета и мобильных телефонов.
Каждый разворот – просто чудо! Текст накладывается на красивый фон, который выдержан в полярной гамме – ничего яркого и кричащего. Вот идет основной текст про экспедицию Нобиле. Но на развороте также присутствуют небольшие диалоги, информативные вставки, забавные подробности. Все это сделано для того, чтобы никто не заскучал над книгой!
Но при всем этом именно эта книга из трех, о которых идет речь, немножко на вырост. Дело в том, что в ней поднимается такой аспект, как амбиции. Казалось бы, априори все путешественники и отважные, и смелые, и добрые, и помогают всем и вся, и спасают друзей, и так далее и тому подобное. А уж образ капитана… Он должен быть воплощением всех мыслимых и немыслимых качеств. И самое главное: капитан последним покидает тонущее судно, то есть он сначала заботится о команде, а потом уже о самом себе.
А тут приходится признать, что в корне столь известной экспедиции лежит тот факт, что один человек позавидовал другому и хотел урвать свой, единоличный кусочек славы. Как показана эта сложная проблема в книге? Просто великолепно. Она разложена на несколько, казалось бы, простых картиночек.
Вот Нобиле приземляется в Америке и выходит к зрителям в парадном мундире, в то время как начальник экспедиции Амундсен одет весьма скромно. Если переложить этот случай на школьный язык, то получается как-то так: “Мы же все договорились не делать домашку!”
Вот в полете дирижабль “Норвегия” находится в критической ситуации. И на рисунках изображено, как по-разному потом вспоминают этот случай Амундсен и сам Нобиле.
А факт, когда Нобиле улетает из ледяного плена до того, как были спасены все жители красной палатки, лег в основу одноименного советского фильма. После прочтения книги нужно обязательно посмотреть с ребенком этот фильм! К слову, в роли Амундсена – сам Шон Коннери.
С. Сафонов, Ю. Бурлаков “Спасение челюскинцев”
Совсем другая картина предстает перед нами в книге про ледокол “Челюскин”. То ли это победа советского строя, то ли банально люди с “Челюскина” были получше.
И визуально “Спасение челюскинцев” отличается от “На дирижабле в Арктику”, хотя художник один и тот же – Ольга Зинюкова. Книга более яркая, отрисована в стиле советских агитплакатов. В ней много красного и черного цвета.
Я очень рада, что сейчас появляются именно такие книги про то, что было в СССР. Взята очень правильная нарративная интонация – золотая середина между “СССР – обитель зла” и “Да здравствует наш строй, самый гуманный строй в мире!”.
В конце концов, книга “Спасение челюскинцев” – для детей. А дети вообще не знают, что такое Советский Союз. А вот и узнают, кстати. И про Сталина, и такую загадочную организацию, как ГЛАВСЕВМОРПУТЬ, и про то, как важно было пройти вдоль северного побережья СССР за одну навигацию. То есть за одно лето, пока не встанут льды.
А почему это было важно? Совсем не из-за любви к рекордам. Это банальное желание страны пользоваться собственными морями. Провезти груз из Мурманска или из Архангельска во Владивосток. Попутно закинуть лес на какую-нибудь стройку в тундре, полярников – на свою базу, порадовать ребятишек свежими конфетками. Раньше все корабли вставали на зимовку, то есть в лучшем случае доплывали до Тихого океана за год. А многие гибли по дороге, потому что, сами понимаете, коварные льды…
Но прогресс не стоит на месте, и в 30-е годы уже были и ледоколы, и пароходы ледокольного типа, способные ходить по северным морям. Поэтому не было ничего невозможного в том, чтобы пройти северным морским путем за одно лето. Вот такой пароход, названный “Челюскиным” в честь известного полярника, и отправился однажды в путь летом 1933 года.
Книга необыкновенно информативна. Из нее дети, да что там дети, и взрослые могут узнать много чего нового.
Помимо всей информации о ледоколах, о том, как плавали, как летали на Севере, в первую очередь, эта книга – про людей. А люди в этой истории – ого-го! Меня, конечно, больше всего волнует тот человек, который взял беременную жену на борт “Челюскина”. Имя, сестра, имя! Геодезист Василий Васильев.
Вот Владимир Иванович Воронин – капитан “Челюскина”. Как бы сейчас сказали,мега-профи своего дела. Замечательна характеристика автора: “Лучший полярный капитан своего времени, храбрый, но осторожный”.
Увидев “Челюскин”, Владимир Иванович пришел в ужас из-за того, как тот ведет себя на воде. Наотрез отказался от этой “волжской баржи”, однако все-таки впоследствии возглавил команду. И почти довел свой неуклюжий корабль до нужной цели. До Берингова пролива было рукой подать, все уже, наверное, паковали вещи по каютам. Но льды потащили “Челюскин” обратно на север. И 13 февраля одна зловредная льдина раздавила корабль.
Отто Юльевич Шмидт. Начальник экспедиции и того самого, вышеупомянутого Главсевморпути. Человек-скала. Думаю, все 105 человек, высадившиеся на льдину, обязаны ему и капитану Воронину своими жизнями. Меня лично заинтересовал такой факт. Всегда, когда полярная экспедиция находится в тяжелых условиях, – замерзает где-то там во льдах, появляются такие люди, которые хотят пешком дойти до земли. И, как правило, такой поход плохо заканчивается – пропадают без вести, кто-то умирает по дороге и т.д. Отто Юльевич под угрозой расстрела запретил такие выходки. Сравните с подобным случаем во время зимовки Нобиле.
Всегда интересно читать, как устраиваются люди после подобных катаклизмов. Что ели, где жили, чем укрывались, на какого медведя охотились, наконец. Челюскинцы, надо сказать, неплохо прижились в Северном Ледовитом. У них был чуть ли не деревянный дом на льдине! Кормили неплохо, – из запасов. Выпускали стенгазету, слушали лекции. А в это время весь мир пытался их спасти.
Но моя любимая сцена в этой книге не про летчиков-спасателей и не про героических жителей льдины. А такой эпизод.
Когда “Челюскин” вмерз в лед и его таскало туда-сюда-обратно, куда ему совсем не нужно, капитан решил взорвать упрямые льды. На взрыв приехали чукчи на собачьих упряжках. Во-первых, радует какая-никакая, а населенность нашего бескрайнего севера, а во-вторых, это так напоминает сцену из любимого мюзикла “Норд-Ост”. Когда Саня Григорьев топит немецкий корабль и падает сам в самолете, на шум тоже прибегают любопытные чукчи.
Вообще, когда я читала про спасение челюскинцев, я все время вспоминала своего любимого литературного героя из романа Каверина. Конечно, это он должен быть на месте Ляпидевского, Водопьянова, Каманина, Молокова!
А теперь представьте на минутку, что челюскинцы сделали на льдине посадочную полосу для самолетов! Воистину, люди могут все!
“8 полюсов Фредерика Паулсена. Путешествие в мир холода”
Эта книга про современные путешествия. Ее герой – наш современник. Поэтому меня не удивляет, что он уже столько всего увидел и много где побывал. Сейчас, с современными технологиями в плане одежды не страшно гулять с ребенком зимой, а уж побывать на полюсе… Дайте мне 5 минут застегнуть пуховик.
Но наш герой побывал не на одном и даже не двух полюсах, а на целых восьми! Давайте разберемся, что это за полюса такие.
Сразу скажу, что сначала эта книга понравилась мне меньше всех. Потому что она про полюса, а не про Фредерика Паулсена. Я люблю, чтобы про людей. А тут что-то человеческое есть только на первом развороте про детство и про семью. Фредерик с товарищем написал письмо королю Тонга (где это королевство, кстати?), хотим, мол, купить у Вас остров. Реакция короля написана на его лице. Полюбуйтесь. А ответ на мой вопрос есть на последних страницах книги, в разделе “Словарь”.
Но потом я поняла . Да это же прекрасная энциклопедия! Ну где еще найдешь столько знаний по полярной тематике?! Мои-то познания заканчиваются где-то в районе красной палатки. Я совершенно не в теме, как сейчас путешествуют и путешествуют ли вообще. Оказывается, еще как! И более того, там много исторической информации.
Например, меня заинтересовала глава про Антарктиду. Оказывается, кто только не покушался на этот, казалось бы, бесполезный кусок льда. Даже Германия. И вот было принято решение объявить Антарктиду царством науки и исследований. Там запрещено добывать ископаемые, то есть портить первозданную природу. Только чистая наука!
В принципе, я знаю, что на Cеверный полюс не проблема съездить – были бы деньги и желание. Но вот представьте, что Фредерик Паулсен этим раскрученным туристическим объектом не ограничился. Он спустился на настоящий Cеверный полюс!
Вместе с другими полярниками ( в основном, русскими, да и лодочка наша – горжусь своей страной!) Паулсен опустился в глубоководном аппарате “Мир” к самой земной коре. А она, на минутку, находится под водой на расстоянии 4 км вниз от той точки на поверхности Земли, которую мы все считаем Cеверным полюсом.
Впервые в своей жизни я узнала про магнитные и геомагнитые полюса. От первых сходят с ума компасы, а вторые – это такие выдумки ученых. Но каждый коллекционер поймет Паулсена. Если уж решил коллекционировать полюса, то будь добр – доберись и до геомагнитных.
Если честно, я сначала скептически отнеслась к нашему герою. Разве это испытания, разве это трудности?! Так думала я, пока не дошла до полюсов недоступности. Да, есть такие.
Полюс относительной недоступности – это такое место на земле, до которого сложнее всего добраться. В Северном полушарии он затерялся где-то в океане. В Южном – далеко на материке. И вот сюрприз. Знаете, кто ждал Фредерика Паулсена на Южном полюсе недоступности? Ни за что не догадаетесь. Дедушка Ленин.
Фредерик Паулсен начал свои арктические и антарктические путешествия в 1999 году с неудачной попытки достигнуть Северного полюса. Именно тогда он, что называется, заболел Севером. И Югом, заодно. А закончил собирать свою коллекцию в 2012 году Южным магнитным полюсом. На все эти путешествия ушло всего 13 лет, вот что значит жить яркой и насыщенной жизнью.
А я провела три недели в компании необыкновенных книг. Очень надеюсь на продолжение…
Текст и фото: Таня Белкина
Добавить комментарий