fbpx

“Библиотека полярных исследований” от издательства Paulsen. Часть вторая

Свою миссию издательство Paulsen видит в том, чтобы привлечь внимание читателей к полярным регионам. У меня тоже есть миссия. И она заключается в том, чтобы привлечь внимание читателей к книжкам издательства Paulsen.

книги про север

Сегодня я хочу рассказать о трех книжках из “Библиотеки полярных исследований”. После их прочтения я сделала такой вывод. Вот живешь и мнишь себя большим специалистом по Северу. Еще бы. Я и про Брусилова c Русановым и Седовым знаю, и про экспедицию кораблей “Таймыр” и “Вайгач”, и в Карское море я никому идти не посоветую – пропадешь, и приблизительно могу найти на карте устье реки Пясины и землю Франца-Иосифа. Но вот открываешь очередную книжку Paulsen и cнова, как с чистого листа.

книги про арктику

Никита Кузнецов “Затонувшие в Арктике. Аварии и катастрофы в полярных морях”

Я очень люблю корабли. Мне кажется, они живые. Уверена, что и люди, которые на них плавают, тоже так думают. Есть у меня и любимцы. “Фрам”, ледокол “Красин”, крейсер “Аврора”. Все они прожили героическую жизнь и сейчас тихо отдыхают на вечном приколе. Но так иногда случается, что корабли гибнут. Тонут, ломаются, налетают на скалы, их расплющивают льды, взрывают вражеские мины.

затонувшие в арктике

Эта книга – о трёх погибших кораблях. Рассказ про каждый из них – это вИдение определенной исторической эпохи с неожиданного ракурса.

корабль якутск

Например, судно ледокольного типа “Вайгач”, налетевшее на подводный риф 8 сентября 1918 года. Здесь и рассказ об открытии Северной земли (я писала уже об этом). И белое движение, и антибольшевистская деятельность, и банальные ошибки в картах, которые стоили жизни дорогому хорошему кораблю.

затонувшие в арктике

Но настоящим открытием стал для меня рассказ про дупель-шлюпку “Якутск”. Судно находилось в составе Великой Северной экспедиции 1733-1743 годов. О том, что была такая, я не знала ничего. А ведь каждый человек слышал и знает имена принимавших в ней участие. Челюскин, Лаптев, Беринг. Все они есть на карте России.

Цели были самые амбициозные. Исследовать весь российский север, пройти морем в Америку и Японию, нанести на карту изгибы Сибири и побережье Охотского моря. Мне стало интересно, что за прогрессивный монарх дал добро и деньги на 10 лет географических изысканий? Оказалось, что Анна Иоанновна. Сюрприз! Ну хоть что-то хорошее происходило в ее царствование.

затонувшие в арктике

Речь идет о четвертом, а всего их было десять, отряде Великой Северной экспедиции под командованием лейтенанта Прончищева. Они занимались описанием побережья от реки Лены до Енисея. На второй год странствий Прончищев, а также его жена, которая находилась на борту, умерли. Вот так вот, были свои Ерминии Жданко уже в те времена. Отряд возглавил Харитон Лаптев. Из книжки он мне показался человеком предприимчивым, умным и активным. Хочу почитать про него побольше, да и не только про него. А почему, кстати, море Лаптевых, если он один, Лаптев?

затонувшие в арктике

13 августа 1740 года коварные льды Карского моря (не ходите туда, дети!) раздавили-таки маленький кораблик “Якутск”. Команда спаслась и вышла на берег.

“Первый живописец Арктики. Александр Алексеевич Борисов”

Если честно, я думала, что книга про художника, пусть даже и любимой Арктики, произведет на меня меньше всего впечатления. Ладно, думаю, напишу что-то бодрое в стиле “живопись не люблю, но эти картины мне понравились”.

первый живописец арктики

Но когда я начала читать, то нашла столько всего интересного, что не смогла остановиться, пока книга не закончилась. Теперь я точно пойду в Третьяковскую галерею смотреть картины Александра Борисова. И когда буду в Петербурге, то непременно навещу музей Арктики, где, согласно нечеткой информации гугла, хранится самая известная работа “Страна смерти”. По другим данным, она должна быть в Русском музее. И туда зайду!

страна смерти

Но начну с самого начала. В детстве Александр Борисов получил тяжелую травму ног и долго не мог ходить. Сразу же вспоминаем Илью Муромца, не правда ли? Несколько лет будущий художник жил в Соловецком монастыре, где, как мне кажется, своя особая аскетично-северная атмосфера. Потом учился в Петербурге у Шишкина и Куинджи. Заболел Севером. Исколесил Кольский полуостров, был в Коле (а я там родилась). Влюбился в полярный день.

первый живописец арктики

Я его прекрасно понимаю. Северное лето короткое, но такое красивое. Солнце совсем не заходит, хочешь – рисуй 24 часа, хочешь – собирай грибы и ягоды по ночам. В общем, как говорят, скромное обаяние северной природы покорило художника. Но в принципе, он мог бы и остановиться на зарисовках побережья Белого и Баренцева моря. Они самые обжитые, там много жителей, и, как я подозреваю, самые тёплые. Но наш художник рвался дальше на Север.

первый живописец арктики

Он предпринимает экспедицию на архипелаг Новая Земля. Но сначала (оцените этот основательный научный подход) он готовится к долгому и трудному походу. Учится спать на снегу, есть сырое мясо, находиться в одиночестве. Вообще, Борисов был не только художник. Он был путешественник, исследователь, строитель. И человек, который размышлял о Северном морском пути. Вот тут я не могу не согласиться. Каждый человек, интересующийся Севером, начинает размышлять о Северном морском пути. Я и сама о нем частенько задумываюсь.

первый живописец арктики

Кстати, теперь у меня есть еще одно место, куда я хочу поехать. Это дом-мастерская Александра Борисова в Красноборске, Архангельской области. Посмотрите, какой красивый. Это же северный модерн! Ой, мне туда надо!

музей усадьба Борисова в Красноборске

Никита Кузнецов “Полярные капитаны российского и советского флота”

Эта книга – о трех капитанах. Объединяет их одно. Все они были командирами первого российского ледокола “Ермак”. Книжку про капитанов я читала последней из семи. И когда увидела дату спуска на воду “Ермака” – 1898 год, я удивилась. А почему, при наличии такого прекрасного судна, способного резать лед толщиной до 2 метров, имели место пропавшие полярные экспедиции 1912 года? Людей жалко.

полярные капитаны

Но потом ситуация разъяснилась. Дело в том, что хотя и создан был ледокол по инициативе адмирала С.О. Макарова, но до научных исследований его допустили только пару раз, и то в самом начале. А так “Ермак” выполнял роль воспитательницы детского сада – водил корабли и пароходы. Это была очень важная и сложная миссия. Вот, например, в 1898 году он освободил аж 11 пароходов в районе Ревеля (Таллин), потом снял с мели броненосец “Апраксин”.

капитаны северного морского флота

Первый капитан ледокола “Ермак” – М.П.Васильев, был назначен именно адмиралом. Кстати, у детского издательства “Настя и Никита” вышла книжка про Макарова, – надо прочесть. К сожалению, все они погибли во время русско-японской войны в Порт-Артуре.

Еще один капитан, привлекший внимание автора, – Михаил Яковлевич Сорокин. Никита Кузнецов называет Михаила Яковлевича “патриархом русского ледового плавания”. А третий капитан – Юрий Константинович Хлебников.

капитаны

Мне стал интересен вот такой момент. Оба капитана застали революцию. Оба были рождены на стороне правящего класса. Юрий Хлебников даже успел повоевать против красных. Оба перешли на службу Советской власти. Странно, что их не расстреляли в 1937 году с такой биографией.

полярные капитаны

Как же сложилась их судьба? У Михаила Сорокина, в общем, очень неплохо. Хотя был он человек прямой и с дореволюционными понятиями о чести офицера, тем более, морского. Если не считать краткого периода тюремного заключения в 1921 году, всегда водил очень хорошие корабли: ледокол “Красин”, “Ермак”, “Сибиряков”.

полярные капитаны

А вот Хлебников по необъяснимой причине был арестован в 1949 году и реабилитирован, к счастью, живым, в 1956 году. Хотя за плечами была война, а до нее очень удачные навигации “Сибирякова” (в 1932 году прошел Северный морской пусть за одну навигацию), и доставка экспедиции Папанина на мыс Челюскин.

А что же дедушка ледокольного флота “Ермак”? Как раз во время командования Хлебникова, в 1963 году, старичка списали. И, что очень обидно, не сохранили, как музей. А то стоял бы, как “Красин”, как крейсер “Аврора”, как ледокол “Ленин”, как парусное судно “Крузенштерн”. Жалко.

Текст и фото: Таня Белкина

(8)(0)
 

Добавить комментарий

*