fbpx

Лёля Сакевич «Фам-фаталь из-под Смоленска»

Любите ли вы «Анжелику», «Три мушкетёра», “Айвенго” и прочие источники знаний об истории? Да, с исторической точки зрения они, быть может, и не очень правдоподобны, зато увлекательные, там действуют красивые обаятельные герои, и к тому же можно отлично выучить королей и прочих знаменательных деятелей.

Жаль, что по русской истории очень мало подобной художественной литературы. Хотя, казалось бы, есть о чем написать. Декабристы, Пушкин, убийства императоров, смена власти. «Пальба, трактиры, стычки, шпаги, кони». Клондайк, Эльдорадо.

«Фам-фаталь из-под Смоленска»

Роман молодой писательницы Лёли Сакевич «Фам-фаталь из-под Смоленска» придётся очень кстати всем любителям истории и историй. И как это ни странно, он вышел практически одновременно с фильмом про декабристов “Союз спасения”. Видимо, витают в воздухе декабристские настроения.

Только представьте, действующие лица – декабрист Каховский, поэт Дельвиг (лучший друг Пушкина), само солнце русской поэзии, Анна Керн, Михаил Глинка, Константин Рылеев, Павел Пестель и многие, многие другие небезызвестные из курса литературы, истории и музлитературы персоны.

Главная героиня красавица, умница, кокетка, сводит мужчин с ума, сама влюбляется без памяти, занимается сексом на крыше сарая в ночь страшного Петербургского наводнения, знает наизусть всего Пушкина, и она, в отличие от Анжелики или Констанции, реальная женщина.

Знакомьтесь, Софья Салтыкова, муза российских поэтов, возлюбленная Каховского, жена барона Дельвига и Сержа Боратынского.

Роман посвящён биографии этой весьма незаурядной женщины, хотя пару раз, если честно, хотелось ее прибить. Только очень флегматичный и добрый человек как Дельвиг мог выносить такой градус женской истерики и бесконечные капризы.

Вот она проблема женщин 19 века – нет конструктивного осмысленного занятия.

Любовный роман про 19 век

Итак, Софи Салтыкова начала свой путь с того, что влюбила в себя будущего декабриста Петра Каховского. Если верить роману, то и на путь цареубийцы Петр встал только потому, что не случилось счастья с Сонечкой. Спойлер – никакого царя Каховский не убил. Повесили его не за это.

Следующий, кто «пал, стрелой пронзённый» был барон Дельвиг. А сама Софи влюбилась без памяти совсем в другого человека. «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей», как говорил классик.

Роман «Фам-фаталь из-под Смоленска»не только о любви. Это роман о жизни, становлении личности, пусть даже женской, о литературе, потому что от нее просто нельзя было скрыться. Поэты, писатели – главные трендсеттеры 19 века.

Роман о декабристах

А еще это книга о … декабристах.

И у автора свой взгляд на них, современный, я бы сказала. Почему-то сейчас принято описывать декабристов как людей не совсем адекватных, взявшихся за переустройство России просто так, начитавшись вольнодумных стихов или банально с перепоя. Не знаю, почему так. Может быть, в противовес тому, что в Советской истории их считали первыми русскими революционерами и святыми людьми.

Декабристы в романе Лели Сакевич, хм, много пьют, много болтают, вообще странно, что их не посадили ДО восстания. А как коварно соблазняет Рылеев влюбленного и нищего Каховского на роль цареубийцы. Купил, можно сказать, за выпивку и еду его согласие убить царя.

Но. Я не верю в это. Ну не мог Петр Каховский истерить, как баба, когда узнал о том, что Сибирь ему заменят казнью. Не мог дать пощечину Рылееву и вопить, что тот виноват во всем. Ну не знаю, послушайте Лотмана, в конце концов. Ему я верю, а Леле Сакевич в вопросах декабристов не верю.

Современный роман о 19 веке

При этом я вижу в в романе больше достоинств, чем недостатков. Книга неплохая, написана живо, увлекательно, открывает читателям новых персонажей и после нее хочется больше узнать об эпохе и о героях.  Но, знаете что еще помимо декабристов бросается в глаза?

Язык. Вроде все идет хорошо:описания деревенских усадеб, великосветских балов, литературных дебатов выглядят весьма реалистично, и их интересно читать. Как вдруг!

То дворецкий «проорал» (это объявил о появлении Великого князя Николая Павловича), то редактор оказывается «гребаным», то барон с баронессой, извините, мирятся на столе. Ну не знаю, не знаю. А так можно было в 19 веке?

Далее. Книга маркирована 16 + . Возможно, из-за секса. Хотя там нет ничего такого, что не знает подросток 14 лет.

На мой взгляд, целевая аудитория романа – читатели «Евгения Онегина» и те, кто изучают в школе декабристов. Это было бы неплохим подспорьем по истории, потому что, согласитесь, «Учитель фехтования» А. Дюма никуда не годится.

А до «женского исторического романа-эпопеи», как это заявлено, произведение не дотягивает. Слишком мало любви для женского любовного романа, и слишком мало документалки для исторического. Словно автор хотела объять все, что ей попадалось по теме. Я, как человек увлекающийся, могу ее понять.

А жаль. Немного больше продуманности и неплохая книга «Фам-фаталь из-под Смоленска» стала бы хорошей.

Текст и фото: Таня Белкина

(6)(0)
 

Добавить комментарий

*