Когда я училась в школе, мой любимый предмет был история. Особенно меня волновал период великой французской революции. Помню, что у нашего историка по бокам кабинета стояли шкафы с тонкими книжками на самые разные темы. Как уж я облизывалась на раздел, посвящённый любимой Франции! Иногда мне даже что-то перепадало на почитать.
Поэтому, как только я увидела похожие тонкие книжки-методички у любимого издательства Paulsen, я сразу же скупила почти всю серию! Благо, они по 99-100 рублей. Теперь думаю, как бы их подбросить в школу Глеба, в кабинет географии. Вдруг кто-то из учеников заинтересуется. Да и учителю будет невредно прочесть.
Посвящена серия книжек такому малоизучаемому разделу географии, как русские и советские полярные исследования. Но речь в этих книжках не только об экспедициях . В центре внимания – российские открытия в нашем самом северном регионе, известные арктические капитаны – морские волки, катастрофы, кораблекрушения (к сожалению, без них никак), истории спасения. Есть даже один художник. То есть все, буквально все, что есть русского и советского в Арктике и Антарктике, можно найти в издательстве Паулсен в общем, и в серии “библиотека полярных исследований’ в частности.
Свой обзор я разделю на две части, потому что книг много и хочется написать про все подробно. А начну я со своей любимой темы – три арктические экспедиции, которые стали прообразами событий романа “Два капитана” Вениамина Каверина.
“Русские экспедиции в Арктику 1912-1914 гг”
Летом 1912 года из разных портов нашей страны на север и северо-восток вышли три полярные экспедиции. Цели были разные: Георгий Седов хотел дойти до Северного полюса, Брусилов на “Св.Анне”совершить сквозное плавание по Северному морскому пути, а Владимир Русанов официально собирался исследовать Шпицберген, а на самом деле тоже рвался в Тихий океан. Объединило их одно: трагический финал.
Больше всего известно об экспедиции Седова, так как уцелели кино- и фото-документы. Более того, почти вся команда, кроме начальника, на полусожженном и полуразрушенном корабле вернулась домой. По сравнению с без вести пропавшими экспедициями Брусилова и Русанова “Святой великомученик Фока” отделался малым испугом.
Эти три экспедиции до сих пор будоражат воображение и ученых, и творческих людей. Седов, Брусилов и Русанов стали прототипами капитана Татаринова из романа Каверина. Штурман Климов из того же произведения повторяет путь спасшегося со шхуны “Св. Анна” Валериана Альбанова, и его тоже спасает команда Седова.
А вдруг эта небольшая брошюра станет началом чьего-то большого интереса к трем экспедициям?! И этот человек впоследствии найдет в Арктике следы Русанова, “Св. Анну”, корабль Брусилова, или пропавших спутников штурмана Альбанова. Как известно, Север до сих пор хранит свои тайны.
Никита Кузнецов “Русский Колумб XX века Борис Вилькицкий”
Ну не знаю, не знаю. У меня записано, что Северную Землю открыл Иван Львович Татаринов, папа Кати.
На самом деле, спасибо Никите Кузнецову и издательству Paulsen. Борис Вилькицкий для меня настоящее открытие. Интереснейшей судьбы человек.
Почему его назвали русским Колумбом? В течение нескольких лет (1912-1914) на судах ледокольного типа “Таймыр” и “Вайгач” Гидрографическая экспедиция под управлением Вилькицкого вела научные исследования в районе Северного Ледовитого океана. Территория была настолько мало изучена, что несколько крупных островов не были нанесены на карту. Честь их открытия принадлежит Вилькицкому.
А дальше у русского Колумба случилась война, революция, работа в Советской России, антибольшевисткая деятельность, эмиграция, снова работа в СССР. Все было, и даже экспедиция в Конго и выращивание кур.
Но я задумалась не об этом. Почему родители и учителя хватаются за голову, когда живой непоседливый ребенок не сидит на месте и якобы не учится?! Почему тихие смирные дети, прилежно выписывающие циферки в тетрадках, для нас символ того, что они будут успешными и счастливыми людьми?
На самом деле, это совсем не так. Посмотрим хотя бы на Бориса Вилькицкого. Блестящий, образованный, храбрый офицер, воевавший в Порт-Артуре, первооткрыватель земель, освоивший сложную науку штурмана и все время что-то усовершенствовавший в ней. Ученый, наконец. И вот такой эпизод из детства. Старшие сестры Бобы, а так звали нашего героя родные и друзья, специально приходили в морской кадетский корпус перед экзаменом следить за братом, чтобы не удрал от учебников.
Про открытие Северной Земли есть отдельная книга. Вот она.
Открытие Северной Земли в 1913 году
Согласитесь, круто сделать большое открытие в начале 20 века, когда все мало-мальски приличное уже открыто. Рассказ делился на две части.
Первая – о том, как это было. Задумывались ли вы, как вообще происходит географическое открытие? Вот в книжке подробно описан этот момент. Плывёт себе судно, в данном случае “Таймыр”, и кто-то, в данном случае Л.М.Старокадомский, с корабля замечает землю. Которой по плану быть не должно. И вместо шампанского, цветов, транспарантов и оркестра – заспанный начальник. Вот этот смешной момент.
Сдерживая волнение, я шагнул в штурманскую рубку и разбудил Вилькицкого.
-Борис Андреевич, впереди открылся берег!
-Довольно островов, – капризно, сквозь сон пробормотал Вилькицкий.
А вторая – об исследовании островов, потому что земля-то Северная. А все, что связано с Севером, совершается долго и трудно. Представляете, о том, что это большой архипелаг, состоящий из четырех островов, и по территории превосходящий Бельгию, Албанию, узнали спустя целых 20 лет после открытия!
Никита Кузнецов “Ледокол. Подлинная история “Михаила Сомова”
В самом начале книжки упоминается фильм “Ледокол”, основанный на подлинном событии, – антарктическом дрейфе советского судна “Михаил Сомов” в 1985 году. Фильм – редкостная гадость! Откуда берется это стремление “улучшать” то, что и так не нуждается в исправлениях и улучшениях. В фильмах про полярные экспедиции не нужно ничего придумывать, – жизнь сама пишет сюжет.
Эту брошюру я прочитала с большим интересом. “Михаил Сомов” несет вахту в Антарктиде. Навещает советские полярные научные базы, перевозит грузы, ведет исследования на шестом континенте, помогает всем попавшим в беду на самом южном континенте. Интересная жизнь у корабля! Но бывают такие пакостные льды, которые не под силу даже закаленным в ледовых сражениях судам. К тому же наш герой получил где-то травму корпуса, да и вышел в пункт назначения поздновато.
Вчитайтесь в маршрутный лист “Михаила Сомова” в 1985 году. Ленинград – Вентспилс – Колунборг – станция Молодежная – обсерватория Мирный – порт Литтелтон (Новая Зеландия) – станция Русская – Веллингтон (Новая Зеландия) – Панамский канал – Гамбург – Ленинград. Звучит как песня! (Не для жен, конечно)
Вот, кажется, такая маленькая книжечка, но столько всего можно узнать. Раньше я думала: прогресс достиг небывалой высоты, жизнь, даже в высоких широтах, наладилась.
Но не все так просто. Вот, например, очень опасны районы, где активно образуется лед. Паковые льды тоже не очень для прохождения. И вот наш корабль застрял. А мы помним, что на нем – целая станция с полярниками. Если он не заберет бедолаг или не обеспечит питанием на зимовку, что им делать? Идти охотиться на белых медведей? Ой, пардон. На пингвинов?
133 дня дрейфовал зажатый льдами “Михаил Сомов”. 4 месяца, на минуточку. Намучились изрядно. Все закончилось хорошо, к счастью.
Великолепная научно-популярная книга, которую я читала как самый настоящий художественный роман. Только один факт меня слегка запутал. Потом я распуталась, а потом снова запуталась. Книжка называется “Ледокол”. Я автоматом считала “Михаила Сомова” ледоколом. А он-то оказался научно-экспедиционным судном безо всякого ледокольного оснащения! А я-то еще думала, почему для спасения ледокола нужен еще один ледокол. Идем дальше. В вышеупомянутом фильме речь идет точно о ледоколе. Так почему на его спасение из дрейфа зовут другой ледокол? Все уже запутались в ледоколах? Распутаемся. Книги Paulsen нам в помощь.
Текст и фото: Таня Белкина
Добавить комментарий