Куда приводят мосты…
Бывают книги, которые так и зовут отправиться в путешествие. Нет, ну действительно, как можно читать книжку про мосты, сидя дома на диване?! Это совершенно невозможно. Мосты нужно изучать в естественной среде обитания. Поэтому, закинув вдохновляющую книгу Александра Ткаченко “Какие бывают мосты” в чемодан, я отправилась в … Будапешт. Это самый подходящий город для того, чтобы понять, зачем нужны мосты, как они устроены, и, собственно, какие виды этого инженерного сооружения можно встретить в столице Венгрии.
Для справки. Столица Венгрии расположилась на большой и мощной реке Дунай. А мосты – самое главное украшение и гордость города. Вот и ответ на первый вопрос: зачем нужны мосты? Для красоты, разумеется.
Сложно себе представить, что когда-то было два города, а не один. Холмистая Буда и равнинный Пешт. А первый постоянный мост через Дунай был построен только в 1849 году! Хотя после прочтения книги Александра Ткаченко я уже не удивляюсь. Ведь строительство мостов – очень сложное инженерное дело. Особенно в нем отличились, конечно же, римляне. Но когда римляне осваивались на территории современного Будапешта, они не успели построить ни одного моста через Дунай. Вот ведь обидно. Кстати, специализировались они на строительстве арочных мостов. Может быть, поэтому мост Маргит, ближайший к их древнему поселению, тоже арочный.
А знаете, к каким последствиям привело строительство первого постоянного моста? Жители Буды и Пешта стали ходить в гости друг к другу, и постепенно два города объединились. И началась история такого прекрасного города, как Будапешт. Вот какие молодцы они, эти мосты.
Александр Ткаченко “Какие бывают мосты”
Давайте же скорее применять знания из книжки “Какие бывают мосты” на практике. Мы с мужем прошлись вдоль Дуная по основным мостам Будапешта и вот, к каким выводам пришли. Сразу же скажу, что идентифицировать мосты не так легко, как кажется. Мне мерещились всюду балочные мосты. А моему мужу – вантовые. К слову сказать, в Будапеште нет ни одного вантового моста. Да и единственный балочный тоже под вопросом. Но об этом чуть позже.
В Будапеште – пять центральных мостов. Три из них – настоящие произведения искусства, must see в любом туристическом путеводителе. Но даже если вы не ставите себе целью посетить достопримечательности, вы все равно будете переходить из Буды в Пешт или из Пешта в Буду по одному из них. Либо по зеленому имперскому мосту Свободы, либо по белоснежному мосту Эржебет, либо по львиному Цепному мосту. А обрамляют их два арочных моста:
Мост Петёфи и мост Маргит
Те самые арочные мосты, которые придумали римляне. Теперь могу сказать по опыту, что их легче всего определить. Нужно искать арку. На рисунке художник Ольга Громова изобразила три ее вида.
Вот она у моста Петёфи.
У моста Маргит арка видна еще лучше. Вернее, несколько арок. Кстати, это самый недооцененный мост. Конечно, он проигрывает по внешнему виду своим собратьям, но он весьма и весьма милый и изящный. А эта белая корона напоминает о печальной судьбе принцессы Маргит, которую отец пообещал отдать в монастырь, если он отразит какое-то там нашествие. И ведь победил, гад. И пришлось бедняжке коротать жизнь на острове, названном потом в ее же честь.
Сейчас это самый спортивный мост в Будапеште. Ведь по нему можно попасть на остров Маргит, который целиком и полностью отдан оздоровительным сооружениям и спортивным площадкам.
Мост Эржебет
Интересная история о том, как и где возникли висячие мосты. Вот, например, у нас, в России, они не могли появиться. И в Венгрии, кстати, тоже. Своим возникновением такие мосты обязаны … обезьянам. Они прыгали с лианы на лиану, могли так пропрыгать целый лес и ни разу не спуститься на землю. Внимательные люди стали делать такие мосты при переправе через узкие реки и ущелья. Похвальное намерение, но очень страшные получаются конструкции. Все-таки люди не обезьяны, чтобы ползать по лианам. Обратите внимание на эту картинку. Я совершенно согласна с вцепившимся в перила мальчиком.
Зато современные висячие (или подвесные) мосты – одни из самых красивых и, что немаловажно, экономных конструкций. Разберем белый мост Эржебет. Вот эти белые прямоугольники – пилоны. Так называются опоры висячего моста. А вместо лиан у моста Эржебет – стальные белоснежные канаты.
Честно признаюсь, что это мой самый любимый мост в Будапеште. Он назван в честь императрицы Елизаветы, которую в Австрии все знают как Сисси, а венгры называли свою любимицу Эржебет.
Мост получился такой же красивый, изящный, лаконичный и одинокий, как и сама героиня. С одной стороны мост упирается в пустынную гору Геллерт. С другой – в шумный Пешт. Но памятник императрице Эржебет поставили при спуске с моста ее имени, в тени горы Геллерт.
Цепной мост
Мимо этого моста вы не пройдете! Это визитная карточка Будапешта. Самый первый, самый монументальный, самый львистый, тот самый, с которого началось объединение города. У него даже есть день рождения. Это 20 июня. Ох и людно, наверное, в этот день на мосту. Хотя на нем всегда полно народу.
К этому мосту мы применяли несколько разворотов книги. Вот, например, страница про понтонный мост. Почему? А потому, что когда-то на месте Цепного моста была понтонная переправа, которая не всегда работала. И вот человеческий фактор. Сколько людей, наверное, злились, что не могут перебраться из Буды в Пешт или из Пешта в Буду не-де-ля-ми! И только один, граф Иштван Сечени, взял и решил, что мосту – быть.
Первая мысль, которая возникает при взгляде на Цепной мост: да он, наверное, балочный?! Вот же они, быки.
Однако, он, как и мост Эржебет, подвесной конструкции. Цепи натянуты через вот эти массивные пилоны. Да, непростой мостик.
А вот над этим красавчиком пришлось изрядно поломать голову.
Мост Свободы
Ну что, какой это мост? Арочный? Нет. Вантовый? Тоже нет. Висячий? Может быть. Но у него нет лиан, то есть тросов, которые его держат.
Неужели балочный? Да! Такой богатый мост и самой простой конструкции? Представьте себе. Вот быки.
Слушайте, ну что за прелесть книжки издательства “Настя и Никита”! И они не только для детей. Как же приятно начать в чем-то разбираться. Вроде бы мосты – простая тема. А откроешь соответствующий раздел википедии и … закроешь. Потому что ничего не понятно. А после изучения “Какие бывают мосты” я прямо чувствую себя начинающим специалистом. Ну что, теперь прогулка по Москве? Какие у нас тут мосты?!
Текст и фото: Таня Белкина
Добавить комментарий