Имя Януша Корчака хорошо известно всем, кто интересуется детской психологией, педагогикой и литературой. Этот польский писатель не только подарил миру множество прекрасных детских книг, но и многое изменил во взглядах на воспитание и развитие детей.
Сказки и повести, книги по педагогике, работа врачом в детских больницах и воспитателем в колониях (летних оздоровительных лагерях), стажировки в Англии, Франции, Германии, чтение лекций на педагогических курсах и в университете, выпуск еженедельника, организация «Дома сирот» для еврейских детей, – все это и многое другое делал Корчак, чтобы детство как можно большего количества мальчиков и девочек в Польше было благополучным.
А потом началась Вторая мировая война, Варшаву оккупировали фашисты, и все 200 воспитанников «Дома сирот» вместе со своим учителем оказались сначала в гетто, а потом в концлагере Треблинка. Янушу Корчаку не раз предлагали свободу, но он предпочел остаться с детьми – и вместе с ними вошел в газовую камеру…
Зная все эти факты из биографии писателя, с совершенно особенным чувством читаешь повести о летнем отдыхе в Михалувке и Вильгельмувке, вышедшие впервые в 1910-11 годах. Это воспоминания о том, как Общество летних колоний вывозило на отдых в деревню детей из беднейших еврейских семей. Корчак был воспитателем и вел дневники, куда записывал все самые интересные происшествия, разговоры, мелочи из жизни своих воспитанников.
С первых строк чувствуется, как велика у этого человека была любовь к детям. Шалунов, хулиганов, неслухов в книге много, но плохого и отрицательного персонажа – ни одного. Ведь все они – просто-напросто дети, и если поступают неправильно – то нужно не осуждать их, а научить, как правильно. Научить своим примером.
Начинаются обе повести одинаково – с вокзала, куда родители провожают своих сыновей и дочерей. Для детей это было счастьем и роскошным подарком, ведь без помощи благотворительного общества они так бы и провели все лето в душном городе, в трущобах, на самых грязных, темных, бедных улицах.
Но теперь впереди у них – целый месяц свободы на свежем деревенском воздухе. Река и лес, грибы и ягоды, крапива и цветы, скрип сосен за окнами спальни, бабочки и аисты, пушистые цыплята и задумчивые коровы, лягушки и улитки, – все то, чего не увидишь в городе. Многие из колонистов были не только бедны, но и больны, и сытная пища, свежий воздух, крепкий сон и отдых для них были настоящим спасением жизни.
Корчак в своих повестях подмечает всякую забавную мелочь. В колонии все устроено по справедливости: и самые красивые новые вилки, и самые вкусные горбушки хлеба получают все дети по очереди. А когда у мальчишек возникают споры или драки, все решает суд. Кто судьи? Сами дети, те, кого выбрали голосованием. Так Корчак приучал своих воспитанников решать конфликты, рассуждать, принимать взвешенные решения.
А еще – прощать, сопереживать, быть милосердными, не разорять птичьи гнезда, не обижать собак, не убивать лягушек, плести камышовые корзинки и выстругивать кораблики из коры, писать письма родителям, устраивать шашечные турниры, строить крепости и шалаши, ходить в лес по грибы на весь день, читать книги, играть в лапту – и многое, многое другое, что можно делать летом в деревне.
И хотя книга преимущественно рассказывает о добрых, светлых, смешных моментах из счастливой летней жизни в деревенском раю, нет-нет да и промелькнет в ней упоминание о той, другой реальности, в которую через месяц детям нужно возвращаться. Там – снова город, тесные сырые квартирки, мало еды, болезни, холод, безработные родители, долги, проблемы… Вся та неприглядная и жестокая жизнь, против которой так протестовал Корчак в каждой своей книге.
Он очень хотел, чтобы все дети в мире были сыты, здоровы, счастливы. И делал для этого все, что мог, до последней минуты своей жизни. А теперь за него это делают его книги – и хочется верить, что, читая их, мы тоже становимся немного лучше, справедливее и добрее – и хоть немного меняем к лучшему наш мир.
Текст и фото: Катя Медведева
Добавить комментарий