Когда в последний раз вы были в музее? А сколько картин увидели за один визит? Десятки и сотни? Писатель и искусствовед Николай Жаринов убежден: чтобы как следует понять и изучить произведение искусства, проникнуться его настроением, нужно оставаться с ним один на один довольно продолжительное время.
Конечно, это трудно воплотить в жизнь во время общей экскурсии, когда, переходя из зала в зал, посетитель не всегда может даже близко подойти к популярным картинам. Не у всех есть возможность часто посещать знаменитые музеи и любоваться полотнами классиков. И здесь на помощь приходят книги.
В книге, которую мы листаем сегодня, собраны истории создания известнейших картин. Что изображали на них художники? На какие детали обратить внимание? Почему важен исторический контекст и атмосфера эпохи? И правда ли так важно знать биографию творца, чтобы лучше понять его шедевр?
На эти и другие вопросы отвечает книга. Глава за главой, мы узнаем все секреты таких знаковых полотен, как «Неравный брак» и «Демон», «Девочка на шаре» и «Герника», «Девятый вал» и «Грачи прилетели», «Голгофа» и «Утопленница», «Белый дом ночью» и «Неутешное горе», «Княжна «Тараканова» и «Возвращение блудного сына».
Автор рассказывает об искусстве не сухим тоном музейного гида, уставшего от повторения приевшихся фактов. Нет, здесь каждая глава – это история жизни художника (чаще, к сожалению, трагическая) и небольшое расследование, рассказывающее о давно знакомых картинах совершенно новые, неожиданные и порой шокирующие факты.
Знали ли вы, к примеру, что на картине «Неравный брак» Пукирев изобразил… самого себя? А два призрака на этом полотне сможете отыскать? Казалось бы, что делать двум старухам-привидениям на свадьбе? А вот нашлось у них там важное дело!
А что происходит на соседней картине? Кто эта девушка, почему она в тюрьме – и чего так испугалась? Если вы не знали о трагической судьбе княжны Таракановой, книга подробно все расскажет. Кто она была, авантюристка или настоящая наследница русского престола? И что стало причиной ее трагической смерти в Петропавловской крепости?
Трагична и история, изображенная на картине Перова. Его «Утопленница» не даст пройти мимо, хотя, на первый взгляд, тут нет ни эмоций, ни накала страстей. Все уже свершилось – и поэтому с картины веет каким-то удивительным спокойствием… Здесь только девушка, чей жизненный путь оборвался слишком рано, – и городовой, курящий трубку. Кем была эта девушка? Как ее звали? Чем зарабатывала на жизнь? Что ее сгубило, несчастный случай – или самоубийство? Ответы на все эти вопросы есть в книге.
Но, безусловно, не одна лишь тема смерти привлекала художников. Ведь в жизни есть место и радостям, и счастью, и верой в светлое будущее. А какая у нас самая знаменитая весенняя картина? Ну конечно же, «Грачи прилетели» Саврасова. Снег еще лежит, но в воздухе пахнет весной! Мы чувствуем это, любуясь полотном мастера. И тем удивительнее, что такую вдохновляющую, вселяющую надежду работу Саврасов создал в минуты отчаяния и траура.
Историю какого испанского городка, практически стертого с лица земли фашистской бомбардировкой, рассказывает в своей картине Пикассо? Какую личную трагедию перенес на холст автор «Неутешного горя» Крамской? Правда ли, что «Девочка на шаре» сначала была мальчиком? И как так вышло, что на картине Айвазовского «Девятый вал» отсутствует изображение этого самого девятого вала??? Все это рассказывается в книге Николая Жаринова.
Да, сколько тайн сокрыто, оказывается, в хорошо знакомых нам шедеврах живописи. И до чего же это увлекательно: смотреть на давно знакомые картины, узнавать шокирующие подробности создания, вглядываться в детали, – и не только глазами, но и сердцем, душой видеть и понимать все то, что вложили художники в свои бессмертные полотна.
Текст и фото: Катя Медведева
Добавить комментарий