В музее игрушки в Фигерасе мое внимание, конечно же, привлекли настольные игры. Одной игре был посвящен целый немаленький стенд.
Как явствовало из находившихся под стеклом экспонатов, данная игра была очень популярна во Франции и Испании, игровые поля были в основном на французском и испанском языках. Разумеется, вернувшись, я тут же полезла в интернет, чтобы изучить правила.
Судя по виду, Juego de la Oca, Jeu de l’oie, the Royal Game of the Goose – обычная игра-ходилка. Игровое поле состоит из спирали с 63 клетками.
Оформление игры зависит от фантазии художника и времени ее создания. Поскольку игра появилась в конце 16 века и не теряла своей популярности несколько веков, то могу себе представить, что по ней в принципе можно изучать стили живописи. И также могу себе представить безумного коллекционера, гоняющегося за бесценными гусиными раритетами по всей Европе. А пока не собрана собственная коллекция, то можно полюбоваться шедеврами “Игры в гуся” в музее, ему посвященному, во французском городе Рамбуйе, в музее игрушки в Каталонии и в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Там Гусь представлен несколькими интересными экземплярами.
Легко вообразить, начитавшись Дэна Брауна и другую псевдо-историческую литературу, что в игре зашифровано какое-то послание или место. Количество клеток – 63, почему именно такое число? Картинки моста, лабиринта, колодца, тюрьмы находятся на клетках с определенными номерами. Почему так?
Но википедия и прочие интернет-ресурсы быстро остановили мою богатую фантазию. Всемирный разум практически единодушен и утверждает, что авторство игры принадлежит одному из герцогов Медичи. Он преподнес “Гуся” в качестве подарка испанскому королю Филиппу II в 1580 году. И игра быстро пошла по рукам, как по королевским дворам, так и по тавернам и притонам. Только потом, к 19 веку, она стала исключительно детской прерогативой. А до этого в центр доски (там, где обычно располагается картинка большого гуся, либо написаны правила) клали деньги и тот, кто первым добегал до 63, срывал банк!
На “Гусе” даже стали применять открытый мною игровой метод обучения детей. Да, все уже украдено до нас. При французском дворе ее стали использовать как пособие по изучению географии. На клетках были изображены страны и написаны названия городов. Французский дофин, вставая на клетку, должен был сказать название страны и прочитать, что там написано.
Выяснить настоящие правила этой игры оказалось сродни поискам рецепта “настоящей” селедки под шубой. Все вроде бы одинаково, но есть небольшие различия. Однако, я думала, переводила и вот он – свод правил.
Количество игроков: от двух.
Комплектация игры: поле, фигурки гусей разных цветов, два кубика.
Цель игры: первым пересечь финишную черту (63-я клетка) и стать гусем.
Игрок ходит на суммарное количество клеток, выпавшее на двух кубиках. Если в самый первый ход игрок выкидывает 9, то если на одном кубике выпало 4, а на другом 5, то игрок попадает на клетку с номером 53! Если девятка состоит из тройки и шестерки, то игрок попадает на клетку с номером 26. Тоже неплохо. Но это только в первый ход. Если в любой ход игрок попадает на картинку с гусем, то он ходит снова на то же количество клеток.
Нельзя находиться на одной клетке двум игрокам. Если складывается такая ситуация, что вы приземляетесь на уже занятую клетку, то ваш противник покидает ее (да, именно он, а не вы) и он идет на ту клетку, откуда вы начали свой ход. То есть вы как бы меняетесь. Попасть на 63-ю клетку необходимо с точного количества ходов. Если вы стоите на 60, то только, выкинув тройку, вы можете выиграть. Если вы выкинули пятерку, то вы идете до 63 (три хода) и на два хода назад. Если во время своего движения назад вы попадаете на гуся, то делаете еще один ход назад.
Важно! Необходимое количество ходов может быть выкинуто на одном из кубиков. Значение второго тогда не принимается в расчет. Такое вот послабление в финале игры.
Специальные клетки и один неясный момент, который легко объясняется, если играть на деньги:
Клетка 6. На ней нарисован мост. Игрок автоматически попадает на 12.
Клетка 19. Гостиница. Игрок платит за услуги и пропускает ход. Вы как бы поели, выпили и проспали. Я так полагаю, что в начале игры устанавливалась какая-то плата за эту и похожие ситуации и эти деньги добавлялись в центр поля, либо они и составляли весь игровой фонд партии.
Внимание! Вы в гостинице пропускате одну очередь, но если в тот же ход другой игрок попадает в гостиницу, то вы меняетесь с ним местами, он остается на вашем, а вы идете туда, откуда он пришел.
Клетка 31. Колодец. Игрок сваливается в колодец и пропускает уже два хода. Если только другой игрок не свалится туда же. Тогда вы платите за спасение и меняетесь с ним местами.
Клетка 42. Лабиринт. Игрок теряется, платит за спасение и оказывается на клетке 30.
Клетка 52. Тюрьма. Самая сложная клетка. Потому что вы: 1) платите за каждый пропуск хода и 2) спасены, только если другой игрок не попадет в тюрьму. Есть вариант правил, где игрок пропускает три хода в тюрьме.
Клетка 58. Смерть. Плати – не плати, а смерть неизбежна. Игрок начинает игру заново.
Кстати, в момент, когда два игрока оказываются на одной клетке, платят оба.
Есть доски (их не очень много, но они есть), где нет изображений гостиницы, колодца, лабиринта (а смерть есть). Это не важно. Значение клеток остается таким же.
Не правда ли, все довольно легко, если играть на деньги. А как же раньше играли дети? Мне кажется, что каждый игрок имел какое-то количество чего-то условного. Пуговицы, камешки, фантики… И расплачивались ими.
Кстати, в современных вариантах игры уже нет этого момента платы.
Да, “Гусь” все еще существует! Чтобы в него поиграть, не надо ехать в Фигерас покупать ее в музее игрушки. Достаточно выбрать себе поле на свой вкус (постариннее, покрасивее, из музея Виктории и Альберта и т.д.), распечатать на цветном принтере, наделать фигурок гусей из пластилина или взять разноцветные фишки, ограбить комплект нард на предмет кубиков и вперед!
Текст и фото: Таня Белкина.
Игры с ребенком в дороге
Какую настольную игру подарить
Тренируем память с помощью настольной игры “Магический лабиринт”
Веселая настольная игра “Тик… Так. Бум!”
Развиваем математические способности у ребенка. Настольная игра РУММИ
на основе этой игры созданы гадальные карты Ленорман.
Этой игре посвящен роман Жуля Верна "Завещание чудака"
Обязательно прочитаю. спасибо!!
Да очень интересно, хотелось бы большую картинку чтобы распечатать.У нас будет игра ролевая и решили осветить это момент чтобы расширить игровые моменты и добавить разнообразия.
Доброго дня, необходимо фото игры в большом размере. Возможно ли это?
могу попробовать переснять. есть такое изображение на французском. Если еще актуально)))
Очень интересно. Страсть к игре, по-видимому, сопровождает человека всю историю цивилизации.