Любите ли вы игру “Что? Где? Когда?” Я очень люблю. Всегда болею за знатоков, но иногда так хочется задать им вопрос позаковыристей. Проблема в том, что найти такой вопрос крайне сложно. И вот в городе Коломна, после экскурсии по музею “Кузнечная слобода” у меня созрело с десяток отличных вопросов знатокам. И столько же вариантов для черного ящика.
“Кузнечная слобода” – музей, основанный на личной коллекции Ильи Георгиевича Лебедева. Он кузнец. Собирает свою коллекцию предметов из железа по всей России. Отстроил особняк на Гражданской улице, часть первого этажа сохранилась с XIX века. Мы так и думали, что это старинное здание. Оно очень гармонично вписывается в исторический центр Коломны.
У Ильи Георгиевича своя кузница. C группой товарищей выковывает предметы декора и мебели, а также небанальные сувениры. Мясорубку с красными гвоздями купили прямо при нас. Всего 2000 рублей. А когда-нибудь она станет раритетом и, может быть, послужит началом новой коллекции и нового музея. Кто знает?!
Я долго присматривалась к настенным крючкам в виде вилок и ложек. Остановило меня только то, что к железу до посещения “Кузнечной слободы” я была совершенно равнодушна. В моде у меня было натуральное дерево. Может быть, надо было купить? А там бы в пару к крючкам подтянулась бы и каминная решетка, канделябры и кованая люстрочка в холл. И загородный дом в придачу.
Обязательно заранее запишитесь на экскурсию по номеру телефона: 8-496-618-57-83 или 8-910-471-88-90.
Стоимость экскурсии 250 рублей с человека.
Адрес: Коломна, Ул. Гражданская, д. 84
Во ку, во кузнице…
Железа в “Кузнечной слободе” реально много. Заходишь в зал и видишь огромное количество предметов. Глаз останавливается на чем-то знакомом: вот гвозди, ядра, утюги, мечи. На самом деле, железный хаос рассортирован по темам: оружие, кухонная утварь, предметы быта, спортивный инвентарь, дверной декор и т.д. В центре стоит макет рабочего места кузнеца – горн.
А повелевает железным царством очаровательная женщина, экскурсовод Елена Михайловна. От ее рассказа невозможно было оторваться ни детям, ни взрослым. Это особое умение рассказать материал так, чтобы все всё поняли и не заскучали при этом. Для разных категорий слушателей у нее находилась шутка или интересный факт.
Теперь я знаю, кем надо работать, чтобы не умереть с голоду в древние времена. Кузнецом! Без этого трудного и физически затратного ремесла раньше никуда. Ни поучаствовать в Ледовом побоище или Куликовской битве, ни еды приготовить, ни лошадь запрячь, ни по Москве-реке прокатиться, ни избу натопить.
В отсеке воинской славы много оружия: это и настоящие ядра с Бородинского поля, – их можно пощупать и взвесить в руке. И мечи, и кистени, оружие разбойников. И боевые топоры.
Но больше всего меня поразил такой факт. В древние времена настоящий меч ценился на вес золота. Но времена были дикие, и всяких там князей и богатырей хоронили с их оружием. Так вот, чтобы могилу не вскрывали (так и вспоминается Волдеморт и посмертное изъятие палочки у профессора Дамблдора), кузнецы расковывали меч, делали его непригодным к дальнейшему использованию.
Представьте себе, что где-то в поле еще может валяться меч Ильи Муромца или Алеши Поповича. Фантастика!
Из жизни крестьян
Когда-то любая среднестатистическая крестьянская изба была настоящим музеем. Сколько экспонатов! Начиная с чугунка и ухвата и заканчивая детской люлькой.
А вот со странной палочкой с ответвлениями на конце мы уже знакомы. Это светец.
Нам про него рассказывали в музее-усадьбе Лажечникова, – недалеко, кстати, от “Кузнечной слободы”. Вечерами, когда девушки и женщины пряли (вот времена-то были, никто не зависал в соцсетях, а дети не резались в Minecraft) какой-нибудь подросток, типа моего Глеба, вставлял в светец лучины и следил, чтобы было светло в избе.
Спортмастер
В “Кузнечной слободе” есть предмет особой гордости. Гордости за коломенских мастеров. Нечто среднее между велосипедом и беговелом, сделано целиком из железа. Экскурсовод ласково назвала его костотрясом. Дело в том, что выковал его мастер еще до официального изобретения велосипеда. Вот как!
Но самый мой любимый экспонат в музее – это коньки! Вернее, лезвия коньков. Спасибо кузнецам, что выковывали и этот спортивный инвентарь, открыли дорогу и конькобежцам, и фигуристам, и хоккеистам. Хотя, конечно, на таких лезвиях не то что четверной тулуп, одинарный-то скрутить проблема. Зубцов-то еще нет!
Ехали на тройке с бубенцами
Если бы нам, современным жителям, предложили бы выбрать средство передвижения в каком-нибудь XIX веке, то думаю, все выбрали бы тройку с бубенцами. Классно, весело, кони летят, бубенчики звенят. А знающие люди выбрали бы конскую упряжку с колокольчиками. Они и звенят по-другому, и ездили с колокольчиками только высокопоставленные, богатые люди. Колокольчики предупреждали станционных смотрителей, что едут-с.
Теперь ясно, почему герою стихотворения “Бесы” звенит именно колокольчик. А.С. Пушкин с бубенцами и не ездил, наверное, никогда.
Мастер-класс в кузнице
Впечатление от “Кузнечной слободы” будет неполным без посещения производства. Дети и взрослые могут заказать мастер-класс и поучаствовать в изготовлении самой настоящей подковы.
Мы тоже пришли в кузню и увидели, как энергичный кузнец (нам достался совершенно прекрасный Алексей) с помощью детей кует подкову.
Стоимость мастер-класса 1200 рублей. Количество участников – до 20 человек. Записаться по номеру телефона: 8-496-618-57-83 или 8-910-471-88-90.
Имейте в виду, что это настоящая кузница, в которой разогревают металл до архивысоких температур. Алексей очертил линию, за которую не стоит переходить, и, представьте себе, все послушались. Что значит – серьезный мужчина с молотом в руках. Или просто все были заворожены действием и интересным рассказом. Сотрудники у Ильи Георгиевича все на подбор!
До меня, наконец, дошло, что представляет собой работа кузнеца. Разогревать кусочек металла, бить по нему, снова разогревать, снова бить. Представляете, сколько надо было работать молотом, чтобы сделать, например, огромный якорь для корабля!
Совет: заранее договоритесь, кому достанется сделанная коллективно подкова. Или закажите несколько мастер-классов подряд, чтобы каждая семья могла забрать с собой “на счастье” персональную подкову. Те, кому подкова не досталась, могут купить сувениры-монеты (200-250 руб/шт., цена зависит от металла). Ее делает кузнец вместе с ребенком, ударяя гигантским молотом по специальной форме.
Все желающие дети поучаствовали в ковке. Никто не был обделен вниманием. Мой Глеб почему-то застеснялся, а вот шестилетняя дочка подруги охотно помогала Алексею. Да будем честны, все взрослые тоже хотели испробовать тяжесть молота на себе. Но нас не позвали. Может быть, есть отдельный мастер-класс?
Текст: Таня Белкина
Фото: Елена Хапова и Таня Белкина
Добавить комментарий