Учить ребенка читать. Когда? И как?
В каком возрасте учить ребенка читать? Должен ли первоклассник идти в школу, уже зная буквы, слоги и прочее? По этому вопросу и родители, и воспитатели с учителями так и не пришли к единому мнению. Поэтому одни детишки являются в первый класс, понятия не имея об алфавите и буквах, а другие готовы слёту прочитать достаточно сложный и незнакомый текст. И где тут истина, никто не скажет.
Мое личное мнение такое: ребенок никому ничего не должен. Но если он заинтересовался буквами и просит объяснить ему, что это такое, то тут уж грех не воспользоваться этим интересом и не поощрять его.
Моему Семену пять лет. Читать по слогам он умеет с четырех.
Заинтересовался как-то, стал спрашивать: «Какая это буква? А это?» и так постепенно мы выучили весь алфавит, потом перешли к слогам. Но вот парадокс: буквы-то ребенок выучил, а вот читать ленится. Я ему: «Прочитай, что за слово тут написано?», а он в ответ: «Лучше ты прочитай».
Я не упорствую. Стараюсь не убить тот небольшой интерес к буквам, который есть, и не настаиваю на уроках чтения. Вместо этого подсовываю интересные книжки с большим шрифтом и с интересными картинками. Усаживаю кукол и плюшевых мишек, устраиваю им школу чтения. И сразу Семен – тут как тут: читать он, может, и не очень любит, но вот всех обогнать и выполнить первым все задания – считает своим святым долгом!
«У нас дома уже тысячи азбук!» – говорит Семен. Преувеличивает, конечно.
Азбук у нас всего три. Старая советская, со стихами Маршака и мрачноватыми иллюстрациями Лемкуля. Миниатюрная современная, с яркими картинками, по ней было удобно учить буквы в самом начале. И вот теперь настольной книжкой стала «Азбука» в исполнении Дарьи Герасимовой, чьи рисунки хорошо знакомы всем любителям современной детской книжной иллюстрации.
Во-первых, милые чудища
Почему же из множества вариантов мы выбрали именно эту азбуку? Точнее, почему именно ее выбрала я и именно ее одобрил мой критически настроенный и далеко не все книжки читающий Семен? Назову только три причины. Хотя на самом деле их гораздо больше.
Во-первых, в этой азбуке все улыбаются. Вот просто ВСЕ! И ангелы, и гномы, и волки с акулами, и зубастые крокодилы, и даже «жуткая жаба», хотя я бы на ее месте не улыбалась, если б меня наградили таким нелестным эпитетом! Между прочим, жаба вовсе и не жуткая! А очень даже милая.
Мне кажется, Даша Герасимова вообще не смогла бы нарисовать кого- нибудь жуткого. Таланта ей бы хватило, это несомненно. Но потом бы художница поглядела на своего нарисованного монстра, подумала бы мгновение – и пририсовала бы ему улыбку. Потому что – и кто поспорит? – улыбка украшает даже монстров!
Вот, посмотрите, например, какие милые чудища. Я бы не отказалась, если б одно такое чудище поселилось у меня под кроватью или в шкафу, коллекцию шарфиков охранять.
А вот еще одно чудище, щавелевое. Почему щавелевое? А кто его знает!
Может быть, потому, что живет в зарослях щавеля на задворках бабушкиного огорода? Или потому, что забирается по ночам в холодильник и ворует из кастрюли щавелевый суп? Спросите у своего ребенка, и он моментально придумает вам еще пять или десять ответов на этот вопрос. Дети – они такие, они в чудищах отлично разбираются.
А что во-вторых?
Вы уже догадались, да, что будет «во-вторых?». Сказочность и фантазийность. В этой азбуке слова подобраны так, что на каждой страничке – как будто отрывок или эпизод из сказки. Тут тебе и объездчик драконов, и изобретатель игрушек, и ёлочный ёжик, и загадочный змеиный замок, и гигантский город гномов, и таинственный терем, и лунная лошадка.
Отличный повод сочинить вместе с детьми свои собственные сказки. Эта книжка вдохновляет!
Моя любимая страничка в этой азбуке – с буквой П. Потому что там пироги, пончики, плюшки, пирожные, пряники и пирожки. И пышноусый пекарь. Красавец!
А у моего Семена – страничка с буквой Р. Понятное дело, там же роботы и ракета, пусть и ржавая, но вполне себе как настоящая.
Хочу – читаю, хочу – играю
Построена азбука вполне традиционно – от А до Я. Каждой букве отведена страничка, где изображено множество существ и предметов на заданную букву, и написано много слов, в которых эта буква имеется.
Приятно, что ко всем буквам в этой азбуке отношение самое уважительное и равноправное. Для Е и Ё – отдельные странички, также, как для И и Й, и даже для твердого и мягкого знака и буквы Ы. Никого не забыли, не обделили, не сочли неважной и второстепенной буквой. И за это Дарье – отдельное спасибо!
С этой азбукой можно играть, открывая наугад страницу и выбирая, о ком сегодня сочинять сказку. Можно взять любую букву и наперегонки вспоминать слова на нее. А можно старательно и медленно (или быстро и легко) читать тексты на страничках (этакие миниатюрные стихи в прозе) и радоваться тому, что когда-то незнакомые и загадочные значки теперь запросто складываются в слоги и слова.
Это и есть «в-третьих»
Ненавязчивость книги. Она не диктует какой-то один- единственный способ «работы» с нею. Эта азбука улыбается и приглашает – читать, фантазировать, играть! И между делом, рассматривая сказочных персонажей и придумывая истории о них, заодно запоминать буквы и все легче, все проще и быстрее, – читать. Проверено на своем ребенке. Это в самом деле действует!
Текст и фото: Катя Медведева
Добавить комментарий