Перед долгожданной премьерой “Мушкетеров” меня постигло подлинное несчастье – заболел мой товарищ по театру, слег с температурой. Оставив его наедине с градусником и Гарри Поттером, я отправилась на встречу с прекрасным. В том, что она будет прекрасной и послужит мне пищей для размышлений на долгие недели вперед, я не сомневалась.
В принципе, мне достаточно одного мало-мальского повода для ежегодного перечитывания “Трех Мушкетеров” и “Двадцать лет спустя”, а тут такое событие – целый полномаштабный спектакль. Никогда до этого я не видела мушкетеров на театральной сцене. Стоит ли упоминать, что именно я сейчас читаю перед сном?
“Шпаги наголо, дворяне!
Когда прошли первые полчаса, я поймала себя на мысли, как все-таки жаль, что Глеба нет рядом со мной. Ему бы понравилось. “Шпаги звон” стоял такой, что вполне способен был бы затмить незабываемые выстрелы в “Эрасте Фандорине”. Рубятся в спектакле знатно, много и красиво!
И тут же промелькнула взаимоисключающая мысль, что он бы ничего не понял. Хотя я его обычно недооцениваю в этом плане. Но дело в том, что в спектакле был применен известный сериальный прием “флешфорвард”, когда сначала показывают какое-то действие в будущем, а потом – что именно привело к нему. Для человека, не знакомого с сюжетом, было бы сложно понять последовательность всех действий.
“Деритесь там, где только можно. И уж, конечно, там деритесь, где нельзя”
Спектакль создан по роману. Для тех, кто знаком с мушкетерами только по известному трехсерийному фильму с Боярским, будут откровением некоторые порочащие светлый образ д’Артаньяна сцены. Я лично только “за” подобные разоблачения. По моему убеждению, первый светлый образ в этой серии романов появляется только во второй части – это сын Атоса.
Будь моя воля, я бы еще больше стряхнула пыль благородства с графа де Ла Фер. Но в “Трех мушкетерах” каждый видит что-то свое. Если бы я писала сценарий, я бы закопалась в дебри психологизма героев, разочаровалась бы в их так восхваляемой дружбе, сделала бы флешбек в историю знакомства Атоса с женой, потом бы плюнула на все это и стала бы писать пьесу по “20 лет спустя”, как истинному проявлении любви и дружбы.
А режиссер Андрей Рыклин увидел своих мушкетеров. В первую очередь лихих вояк и лучших фехтовальщиков королевства. Прямо-таки вернул меня к первому прочтению романа, когда еще важно было, сумеет ли д’Артаньян вернуть подвески королеве и как там сложится у него с Констанцией? На первый план выходят великолепные батальные сцены между мушкетерами и гвардейцами, дуэли, стычки, потасовки.
“Невесте графа де Ла Фер всего семнадцать лет…”
Самая запоминающаяся схватка для меня – это поединок Атоса с Миледи. Да, наконец-то, матушке господина Мордаунта дали в руки оружие для защиты. Андрею Рыклину что-то известно о приквеле их взаимоотношений? Потому что судя по накалу страстей и ожесточенности схватки, многое осталось за кадром. Кстати, Миледи – единственная актриса, которая напоминает одноименного персонажа в фильме. Думаю, случайно, и то из-за длинных вьющихся волос.
– Это фигуры. Они ходят по-разному. Это Королева. Она ходит как угодно.
– Кому угодно?
– Тому, кто играет.
Спектакль “Мушкетеры” в РАМТе
Цены на билеты (май 2013) – 100 – 1000 руб
Продолжительность спектакля – 2 часа 15 мин с антрактом
Возраст от 16, можно смело идти от 12 со знанием текста
Ключевая сцена спектакля, игра в шахматы кардинала и д’Артаньяна, выявила для меня два момента.
Первый – это то, что в спектакле есть два главных героя, ведущих свою игру и дергающих других персонажей за ниточки. Две партии, каждая из которых ничем не лучше и не хуже другой, просто мушкетеры имеют изначальное преимущество в виде прыгающего со шпагой д’Артаньяна и грамотного пиара Александра Дюма. В то время как кардинал в силу своего статуса с оружием поупражняться никак не может и репутацию ему уже изрядно подмочили всякие миледи и рошфоры.
И второй – актерам назначили их роли как в шахматной игре. Кто-то стал Арамисом, кто-то де Тревилем, кому-то достался Бекингем. А женщины поделили между собой Констанцию, Миледи и Королеву Анну, ну а кто-то отправился в массовку. А в следующей игре/спектакле все сложится по-другому. Пешки выйдут на первый план. Я это к чему веду, что роли совершенно не зависят от внешнего вида, только Портоса все-таки не может сыграть хрупкий юноша, а все остальные роли абсолютно взаимозаменяемы. От этого вдвойне интересно наблюдать, как именно пал жребий в данном конкретном спектакле.
“Скуластое лицо. Особенная стать. Вот вам гасконский облик без изъяна”
Д’Артаньян (Дмитрий Бурукин) получился более цельным и положительным, нежели его литературный протопип. В нем нет взрывного темперамента настоящего гасконца, зато есть ровная энергия молодости. В его способностях руководить тремя взрослыми мужиками, в неистребимом любопытстве ищейки, умении ввязываться в неприятности и как-то выбираться из них с помощью друзей, уже угадывается зрелый д’Артаньян, мастер создавать любую интригу ради достижения собственных целей, но умеющий пожертвовать собой ради людей, которых любит.
“Есть в графском парке черный пруууд…”
Атос (Дмитрий Кривощапов) … совершенно неожиданно получился. Сначала думаешь, Боже, неужели это Атос? Ну все-таки должна быть видимость благородства, лилии в пруду и вообще… А потом думаешь с восторгом, да, это Атос! Жаль, нет в спектакле сцены, связанной с застарелым алкоголизмом нашего графа. Я бы очень хотела увидеть флегматично пьющего стакан за стакан Дмитрия Кривощапова с одним и тем же выражением лица. Характер у него получился из разряда “долго запрягает, быстро едет”. Бойцовские качества проявились в полной мере.
Кстати, с гвардейцами кардинала, даже при численном преимуществе, он расправляется более удачно, чем со своей бывшей женой. Нет, определенно Андрей Рыклин задумал отдельную пьесу о графе и Анне де Бейль.
“Хоть Бог и запретил дуэли…”
Портос с Арамисом (Владислав Погиба и Алексей Бобров) образуют некий дружественный фон, на котором действуют Атос с д’Артаньяном. Портос, замерев со скамейкой в руках посреди схватки в кабачке во время появления кардинала, ярко демонстрирует свои выдающиеся способности едва ли не в одной этой сцене, но зато весьма убедительно. Арамис… ну, отразить всю глубину характера Арамиса невозможно в пьесе, которая изначально посвящена не ему.
“Его высокопреосвященство нам обещал на небе райское блаженство…”
А теперь игроки другой стороны.
Ришелье. Наконец-то Ворчун из “Незнайки”, Александр Девятьяров, получил заслуженное повышение до его Высокопреосвященства. Или понижение, учитывая двух Принцев в анамнезе. Но как бы то ни было, это прекрасная, хотя и несколько неожиданная роль.
Конечно, это очередное подтверждение расхожей фразы про злую любовь. При наличии симпатичного короля и обаятельного кардинала королева почему-то выбрала дурацкого Бекингема, который настолько на мели, что выклянчивает у женщин подарки.
“Я стреляла в лошадь…”
Миледи, Мария Турова. Ну, это роскошная женщина, мечта поэта. Фехтует, травит, плетет интриги, наконец, она просто красавица! Констанцию, понятно, жалко, но некоторым мужчинам неплохо было бы не лазить по чужим спальням в ночное время.
А другим нужно давать женщинам право голоса, прежде чем вздергивать их на дереве. Все на свете имеет свою причину и следствие.
Хотя свидание-танец д’Артаньяна и Миледи стоит того, чтобы нарушать правила. Кажется, больше всего в “Мушкетерах” мне понравились сцены с участием Леди Винтер. Есть еще одна, совершенно виртуозная, где она одновременно совершает два убийства. Одно, руками Фельтона (а ведь это был Том Кенти из “Принца и Нищего”) и второе, убийство Констанции, сама. Вот так вот, вуаля!
“Это заговор, заговор против меня и Франции”
В спектакле есть только два момента, которые режут слух и зрение. Предлагаю с этим что-то сделать. Это платье Констанции в первом действии – хорошенькие женщины такое “фи” не носят, и редкое употребление слова “подвесок” (им. п. ед.ч). Когда звучит “подвесков королевы”, это прямо-таки выбивает из спектакля. Хочется сразу лезть на сайт gramota.ru, а не наслаждаться просмотром.
“Мы встретимся, друзья мои, обязательно встретимся!”
Все-таки мне очень жаль, что Глеб не видел “Мушкетеров”. Я-то надеялась, что познакомлю ребенка с этим дорогим моему сердцу и вообще бессмертным произведением Дюма и на этом мой материнский долг будет выполнен. Но, кажется, придется еще помучиться, правда, надеюсь, недолго. Потому что хочу сводить его в РАМТ. А что, “Пес в сапогах” мы уже посмотрели, сюжет знаем. К тому же я хочу, чтобы он избежал ассоциаций “пора-пора-порадуемся”, свойственных нашему потерянному поколению. Ведь даже если не фанат этого фильма, то фразы и песни уже так впечатались в мозг, что избежать их уже практически невозможно. А у Глеба будут другие ассоциации, более правильные.
Текст: Таня Белкина
Фото: театра и Тани Белкиной
Где отдохнуть с ребенком в Подмосковье
В театр с ребенком
Совместное творчество с детьми
Вообще непонятно, на кого ориентированы "Мушкетеры". Детям рано смотреть, взрослым скучно. подростки что ли? тогда это очень маленький сегмент аудитории. Посмотрела один раз я Мушкетеров, драки там действительно неплохо поставлены. но не более того. Констанция кошмар. дартаньян просто ужас, забыла как актера зовут, но не тот, что на фото
очень неровный театр РАМТ. то удачно, то скукотища страшная.
Мушкетеры ничего, бодренько
мода что ли на мушкетеров пошла в этом году? то фильм, то спектакль, то мюзикл.а тема избитая ужасно