100 лет в неделю
Никакое издательство, даже самое быстрое, не успеет за школьным курсом. В начале учебного года я громко сетовала, что у “Пешком в Историю” нет ничего по Средневековью, программе шестого класса.
Как вдруг, прямо во время реформ Генриха II Плантагенета я узнала, что вышли новые прекрасные книги, и как раз про Средние века. Когда я приобрела эту серию, по учебнику стали показывать крестовые походы. Ура, подумала я. Книги про XIII и XIV века будут очень кстати! Однако, пока с этими уроками доберешься до чтения, раз… и Столетняя война уже на носу! А там и Реконкиста, и вопрос, который до сих пор мне неясен. Ну почему Германия и Италия остались раздробленными к XV веку?
Бодрый темп, заданный учебником, – пройти 100, а то и 200 лет за неделю. Действительно, что там на мелочах-то останавливаться?
Издательство “Пешком в историю” придерживается совсем других временных понятий. Три подробные большие книги и тетрадка с задачами охватывают два века Средневековья. Начну свой обзор с художественной книги, которая произвела на меня лично неизгладимое впечатление.
Теа Бекман “Крестовый поход в джинсах”
“Средние века” – уже третья серия исторических книг от издательства “Пешком в историю”, которая у нас есть. Может быть, мне кажется, но они растут вместе с детьми. Древний Крит предназначен для дошкольников. Повесть “Тайна морской звезды” была довольно примитивной. Древний Рим – для младшей школы. Книга “Побег с триумфа Цезаря” выглядела уже больше как художественное произведение, нежели занимательное пособие по истории, обрамленное в сюжет. Но все равно некая назидательность присутствовала.
Но вот роман голландской писательницы Теи Бекман “Крестовый поход в джинсах” превзошел все мои ожидания. Это просто очень крутой интересный роман, где действие происходит на фоне Крестового похода детей. Да, был и такой в веренице многочисленных турне в Иерусалим. Погуглите это событие. Это очень печальная история.
Завязка романа прямо специально для моего сына: 15-летний юноша по имени Дольф Вега переносится неким прибором-трансмиттером из 20 века в 1212 год, в Германию. Просто читать толстый роман про Средневековье мой сын бы отказался. Магическая фраза “перемещение во времени” сыграло свою роль)))
Итак, Дольф из Голландии конца 20 века оказывается в мрачном, неуютном, грязном времени, где люди мрут как мухи от всего подряд. Но, оказывается, можно жить и там. Более того, явные организаторские способности мальчика заставляют его возглавить это хаотичное движение разновозрастных детей. Юноша оказался хорошо подготовленным к Средневековью.
Маленькая деталь, но он реально любил это время – ему нравилось рассматривать соборы, ему хотелось увидеть рыцарский турнир, побродить по городкам. Кто бы отказался от этого? Но он попал совсем в другой мир. Его окружение – дети бедняков, нищих, воодушевленные общей идеей спасти Иерусалим и искренне верящие в чудо и в Божий промысел. Кажется, только однажды Дольф оказался в городе. И то ночью, когда пытался напечь хлеба на несколько тысяч голодных детей.
Любите ли вы описание обустройства быта? Как Робинзон Крузо приручал коз, как добывали порох обитатели Таинственного острова? Или как заготавливали дрова колонисты “Педагогической поэмы” Макаренко? Стоит прочесть, как Рудольф из Амстелфейна наводил порядок у детей-крестоносцев.
Как добыть пропитание нескольким тысячам голодных малышей в Европе? Как сделать так, чтобы больные не умерли, а здоровые дети не заболели? А если кого-то из подопечных забрали в плен, то как освободить их? Как применить, наконец, современные знания в Средневековье? И есть ли у нас такие знания, которые нужны?
Должна сказать, что вообще я сильно задумалась насчет себя, например. Вот случись чего, мне точно не выжить в Средние века. Что я смогу? Огонь развести – нет. Добыть пропитание – нет. Приготовить – нет. Вылечить – я пас. Не допустить распространение эпидемии – ну, кое-что о гигиене я знаю. Ни за что не целовать крестов в церкви. Но знать наизусть карту Италии и Германии и просчитать путь через Альпы? Точно не ко мне, с моим географическим кретинизмом.
А такие активные, умные молодые люди, как главный герой романа, сразу становятся центром общества. Конечно, вокруг возникает костяк друзей, основные персонажи. Студент Леонардо из Италии, которому Дольф помог спастись от разбойников. В будущем известный математик Леонардо Фибоначчи. Девочка Марике. Предполагаемый король Иерусалима, мальчик Каролус. Все они – участники Крестового похода и верят, что когда они выйдут к морю где-то в Италии, то воды расступятся перед ними, и они дойдут посуху до Иерусалима и освободят святой город от неверных.
Мне всегда было интересно представлять, что можно испытывать, попадая в чужое время. Вот видишь все это в первый раз. А сам такой с социальными идеями, понятиями о несправедливости, но не знаешь, как банально достать себе одежду и освежевать кролика. Думаешь, что вокруг темные необразованные люди, а оказывается, что это не так.
В хорошей истории все заинтересованные стороны ассимилируются, то есть влияют друг на друга. Дольф дал детям какие-то ощущения о том, что их жизнь в их собственных руках и можно и нужно делать выбор. Весьма прогрессивная мысль во времена классового неравенства. Но и сам он сильно изменился.
Дольф Вега, однако, был ребенком своего, двадцатого века. В его время смерть воспринималась как тяжелый удар, потому что многие были уверены, что со смертью все заканчивалось. Вот почему он никак не мог понять жителей Средневековья. Как можно было оставаться такими спокойными и даже веселиться, когда смерть ходит буквально по пятам?
И дальше, в конце романа:
“А о такой любви мы в двадцатом веке совсем позабыли, – подумал он про себя. – Хотя нет, не совсем. В двадцатом веке люди придумали свод социальных законов, чтобы больные, бедные и инвалиды не умирали от голода, как сейчас… Но что же стало с истинной любовью к ближнему? С простой чистой душевной добротой, как у отца Таддеуса? Мы позабыли о ней и заменили теориями и пустыми рассуждениями.”
Не буду много распространяться о сюжете, потому что считаю, что все, а не только любители истории, должны прочитать этот роман. Скажу только, что перипетии сюжета весьма причудливы и никому не будет скучно. К тому же по страницам рассыпаны полезные данные. Что такое паломничество, крестовые походы, ересь. То, что нам кажется историческими сведениями, а для главного героя практическая информация.
Где-то на половине романа меня стали терзать сомнения, а закончится ли все это хэппи эндом? Я считаю, что это отличный показатель того, что роман написан не в обучающих целях, а как самостоятельное художественное произведение с отличным сюжетом и интересными героями, к которым искренне привязываешься.
В общем, горячо рекомендую и как самостоятельную книгу, и как часть исторической серии про Средневековье!
Анке Бер “Эндрес, сын купца”
Очень красивая, стилизованная под старину книга с зарисовками из жизни мальчика, сына ганзейского купца, который живет в городе Любек. Про этот маленький город в Германии я знаю только то, что там есть памятник Черту. А когда-то это был один из важных центров торгового союза.
Книга охватывает совсем другую сферу жизни, нежели роман о крестовом походе детей. В центре внимания – торговля, двигатель прогресса, и обычная жизнь горожан.
Мы с Глебом во время экскурсий в Риге, в Таллине все время натыкались на это словосочетание “ганзейский союз”. Наконец-таки стало окончательно понятно, что же это такое. Очень мудро и практично со стороны купцов было объединить важные торговые города, расположенные в районе Балтийского и Северного моря, в сеть. Самое удивительное, что в союз входили и Новгород, и Смоленск.
Интересно, повлиял ли сей факт на архитектуру этих городов? Потому что другие города, расположенные в Германии, Бельгии, Голландии, Латвии и Эстонии, похожи между собой.
В книге есть разворот, посвященный возникновению города Любек. Теперь мне прямо захотелось в какой-нибудь ганзейский немецкий город. Можно в Бремен или Гамбург.
Моему сыну сейчас ровно 12 лет. Он такого же возраста, что и главный герой книги, Эндрес. Интересно, наверное, представить себя на его месте. Чем они там занимались, мальчишки Средневековья?
Оказывается, тоже ходили в школу и, как и современные подростки, слушали учителя вполуха. А потом болтались с друзьями.
Эндрес начал учиться с шести лет. То есть, теоретически, он тоже в шестом классе, как Глеб. Сестра Эндреса, Анна, сетует на то, что девочкам запрещено учиться. Однако, купеческие жены имели некую власть. Во время отсутствия мужа они вели торговые дела. Вот это правильно, вот это передовая мысль.
Книга – просто кладезь информации, которую не найдешь в учебнике. Вот, например, я больше всего люблю читать описания еды. Кто что ел, какие продукты были в доступе, какие блюда готовили. Разве об этом напишут в учебнике?
Новостью оказалось для меня то, что ганзейские купцы страдали от нашествия пиратов. Я-то думала, что это безобразие обитает только в южных морях.
Несовершенству медицины посвящено несколько разворотов. Как пишет Анке Бер, к концу XIV века чумы уже не было. Слава тебе, Господи! Однако, люди умирали от всего подряд. Служанка, девушка по имени Бридлин, заразилась от Эндреса… судя по описанию, бронхитом. И умерла. Единственная, доступная в те времена врачебная помощь, кровопускание, вряд ли бы ей помогла.
В конце книги Эндрес отправляется в путь – в Ригу. На обучение торговле у своего дяди. Почему-то это не вызывает у него приятных эмоций. Странно, ведь Рига хороший город.
Но что совершенно прекрасно в этой книге, так это иллюстрации. Посмотрите, как красиво стилизованы рисунки под манеру средневековых художников. Страницы будто бы выцвели от старости. Заголовки словно нарисованы вручную. Я просто влюбилась в эту книгу, хотя обычно к иллюстрациям равнодушна.
Лоранс Кантен и Катрин Рейсер “Мир в XIII веке”
Хочу еще раз пожаловаться на то, как мы учим историю в школах. Целый год долбишь, скажем, Средние века, с основным упором на Европу. В начале время где-то V век н.э, в конце курса уже чуть ли не XV. Потом, на следующий год снова переносишься в V век и учишь тот же временной отрезок, но уже российской истории. Напрочь забывая к тому моменту, что там происходило в Европе, Азии и других странах. И получается, два курса истории – два параллельных мира, которые не пересекаются.
Авторы книги предложили другой, сравнительный подход. Что происходило в разных странах в течение XIII века?
Много чего. В Европе – крестовые походы. XIII век – это время королей, церкви, дворян, рыцарей. Это мы все приблизительно знаем. А вот, например, инки. Сейчас признаюсь в своем невежестве, но мне казалось, что инки жили до нашей эры. Представить их в XIII веке мне было совершенно невозможно. А вот смотри-ка.
Разберемся в монгольских нашествиях. Чингисхана знают все. Но мало кто скажет, когда он жил и воевал. А было это тоже в XIII веке! На этом развороте о монголах есть одно из немногих упоминаний о Руси. Я теперь заинтригована. Что у нас-то происходило?
Марко Поло – один из исторических персонажей, чье имя на слуху. Тоже жил и путешествовал в период, которому посвящена эта книга. Он фигура такого масштаба, что ему посвящена рубрика “Досье” с подробным рассказом.
Еще одна из “интересностей” книги – сводные развороты на какую-либо тему.
Вот этот разворот, я думаю, изучат все. Это информация о гигиене в разных странах. Всегда интересно узнать, как ходили раньше в туалет.
Лично для меня авторы включили страницы, посвященные играм. Вот они – настольные и не очень игры. Но я извиняюсь, а где нарды?
“Средневековый лабиринт”
Вот как надо преподавать историю. Вместо контурных карт и атласов лучше выдавать ученикам такие тетрадки с заданиями. Есть шанс, что они хоть что-то запомнят про Средние века. А то от контурных карт вообще нет никакого толка. Это я по себе знаю и вижу сейчас по Глебу.
“Средневековый лабиринт” – это завершающий аккорд серии. В этой небольшой тетрадочке как бы подводится итог всей информации, заложенной в книгах.
Вот, например, отличное задание. Нужно найти все несуразности в “средневековом’ тексте. Вычеркнуть всякие эйфелевы башни и фотографии. С точки зрения взрослого человека, это кажется проще простого. Но нынешние дети просто представить себе не могут время, когда не было мобильных телефонов и интернета.
В конце тетрадки бонус. Игра-ходилка про следам путешественника Марко Поло. Наглядно видно, как далеко забрался венецианский купец.
В процессе игры Глеб говорит: “Родители Марко Поло жили в Константинополе”. “О, Боже!”, – думаю я. “Неужели он сам, без моих приставаний прочитал про Марко Поло в книге про 13 век?” Так ведь нет! Игра Assasins Creed.
Вот таким извилистым путем идет процесс познания!
Текст и фото: Таня Белкина
Какие красивые иллюстрации, правда
особенно с деревом. прям завораживающая