fbpx

Спектакль “Женитьба” в театре на Юго-Западе

Планы на лето

В начале июня детям выдают список книг для чтения. Первым делом я смотрю, что есть в нашей домашней библиотеке, а потом на афишу театра на Юго-Западе. И вот радость! В списке книг для восьмого класса – “Женитьба” Гоголя. Произведение замечательное, нет слов. Но еще более замечательно то, что это самый первый спектакль театра, абсолютный бестселлер репертуара, must see и etc, etc…

-Чья женитьба?
– Гоголя!
-А что, Гоголь женат?

Ох, побольше бы театр ставил русских классиков. Ведь такое вселенское мучение начинается, когда Глеб читает что-то из Пушкина, Гоголя, Толстого. Глядя на его страдальческий вид, даже я начинаю сомневаться, а стоит ли вообще это читать? Может быть, классике пора на покой?!

Но когда смотришь спектакль по Гоголю, Горькому, Чехову в театре на Юго-Западе, видишь, что авторы-то еще, ого-го, живее всех живых. И нечего списывать их в утиль, они дадут фору любому, самому современному и модному драматургу.

Стряхнули пыль с Николая Васильевича

“Женитьбу” сыграли так ярко, смешно и динамично, что я впала в другую крайность. А вдруг, подумала я, Глеб будет считать Гоголя несерьёзным писателем? Слишком уж зелёное платье у Агафьи Тихоновны, слишком вызывающий бант у Свахи, слишком уж все смешное. Нет, надо придать этому действу классический смысл.

-Ты знаешь, Глеб, “Женитьба” – это, конечно, комедия, но у неё серьёзный, философский смысл.
-Да? А какой?

Вот черт! Действительно, какой?! И вот я поняла. Никогда не надо слушать других, слушать надо себя. Ведь если бы Агафья Тихоновна и мямля Подколесин не поддались провокациям Кочкарева, то они бы нашли своё счастье. Ведь даже Женя Лукашин женился. Просто не нашлась ещё такая девушка, которая вытащила бы Подколесина из его квартиры.

А Агафья Тихоновна? Сдаётся мне, она склонялась к Балтазар Балтазаровичу, бравому моряку в отставке. А уж как он воспылал к ней страстью! Вот еще одна жертва кочкаревского произвола.

Агафья Тихоновна and Co

Агафья Тихоновна – мой любимый персонаж спектакля. Какая она милая, застенчивая, нерешительная. Немножко эксцентричная, но ее можно понять – столько женихов привалило одновременно. От робости порой девушки несут такую чушь.. Да и не только девушки. С удивлением обнаружила, что та история про Бирюшкину, где Агафья Тихоновна слегка увлеклась, скажем так, реально присутствовала в пьесе. И, вообще, текст соблюдён очень точно. Так и думаешь по ходу спектакля: это Гоголь? Да, это Гоголь! О, как хорошо, что есть такой Гоголь!

А как можно  винить Агафью Тихоновну, девицу весьма выдающихся достоинств, в том, что она не может определиться с выбором. Представляю вам самых завидных неженатых мужчин театра на Юго-Западе. Кто же добивается руки Агафьи Тихоновны?

С одной стороны барышню атакует Иван Павлович Яичница (его играет Михаил Белякович), мужчина видный со взором горящим. С другой – Никанор Иванович Анучкин (актер Олег Анищенко), слегка зацикленный на французском языке, но мужчина может иметь безобидное хобби.

Балтазар Балтазарович Жевакин (Дмитрий Гусев) – весь из себя орел, с героическим ореолом морского офицера! Правда, в отставке, правда, выпивает. Ну а кто не пьёт?!

И, наконец, Иван Кузьмич Подколесин. А знаете, кто его играет? Сам Олег Леушин! Так что ни говори, а Агафья Тихоновна оторвала самого завидного жениха. Заслуженный артист России, художественный руководитель театра на Юго-Западе, это вам не коллежский асессор какой-нибудь. А как играет, абсолютно не узнать в нем Воланда, Калигулу или Меркуцио.

Совершеннейшей мягонькой тряпочкой предстает он в этой роли. Наилегчайшей воздушной субстанцией. Кажется, достаточно просто дунуть на него из зрительного зала, и улетит Подколесин прочь из страшного дома, где ему велено сделать предложение и, мама дорогая, жениться. Глеб даже решил, что актёр стал меньше ростом, настолько он преобразился в роли Подколесина.

Ну а наш выбор с Глебом – сваха. Андрей Санников совершенно великолепен. Я еще не говорила, что женские роли отданы актерам-мужчинам? Вот, говорю. О, этот красный бант. О, этот дуэт Агафьи Тихоновны и свахи. Прелесть! Восторг!

А вот кто совсем не порадовал, так это Кочкарев. Во-первых, он говорил настолько быстро (я понимаю, что это ему по роли положено), что я не понимала половины его слов. Во-вторых, отсутствует химия в его отношениях с Подколесиным. Такое впечатление, что просто забежал кто-то с улицы на квартирку Ивана Ильича и грубой физической силой заставляет его жениться. А магия слов? А психологическое воздействие? Разве не должен этот человек закружить всех в гипнотическом танце своего хитроумного плана? Не получилось.

Oui, j’adore!

В нашей семье “Женитьбу” ждёт судьба спектакля “Сон в летнюю ночь”. А это значит – неоднократные просмотры и растаскивание на цитаты. “Уи, жадор” и “ду ю спик инглиш” уже стало мемом.

Вспоминаю первый и единственный разговор Агафьи Тихоновны и Подколесина и смеюсь.

А моя любимая сцена – та самая, с губами Никанора Ивановича и с носом Ивана Кузьмича. Сидит Агафья Тихоновна (актер Александр Горшков) в окружении женихов и рассуждает, кого же ей выбрать. И так, знаете ли, логично все получается, что по всему выходит ей четыре мужа! Я сразу же почувствовала родственную душу. Нет, такой ситуации с женихами у меня никогда не было, я не такая завидная невеста, как героиня Гоголя: ни каменного дома в приданное, ни таких пышных форм. А вот с двумя работами приключился случай. И я тоже пришла к выводу, что самый оптимальный вариант – брать две.

А еще была знаменитая пауза Джулии Ламберт из “Театра” Моэма. “Не делай паузу без нужды, а уж если взяла её — тяни сколько сможешь!”

Хотите это увидеть? Тогда добро пожаловать в уютный зелененький зал театра на Юго-Западе. Театр, где каждый классик чувствует себя бодрым и полным сил.

Текст: Таня Белкина
Фото: Архив театра на Юго-Западе

(7)(0)
 

Добавить комментарий

*