fbpx

Спектакль “Мастер и Маргарита” в театре на Юго-Западе

Дорогие родители, у меня для вас плохие новости. “Мастер и Маргарита” входит в школьную программу по литературе. А это значит, что лучший роман русской литературы XX века ждет судьба Пушкина, Гоголя и Тургенева. Полное непонимание и неприятие со стороны наших дражайших детей. И не поможет даже Волан-де-Морт, то есть Воланд, конечно, вкупе с котом Бегемотом и ведьмой Геллой. Но мы же не дадим пропасть нашей гордости, не правда ли? Мы же поведем детей на спектакль “Мастер и Маргарита” в театр на Юго-Западе?!

Спектакль “Мастер и Маргарита” в театре на Юго-Западе

Каждая постановка “Мастера и Маргариты” вызывает много споров. Какая Маргарита лучше, хуже. Кто бОльший Воланд, Гафт или Басилашвили. Что откуда не так вырезали, зачем что-то добавили, кто не так посмотрел, кто не с той интонацией сказал. Но думаю, все, кто смотрел спектакль Валерия Беляковича в театре на Юго-Западе, могут спорить только об одном: это одна из лучших постановок романа Булгакова или просто самая лучшая.

И кстати, лучший Воланд – это, конечно, Виктор Авилов, но он пребывает в местах “значительно более отдаленных”. Второй в рейтинге – Олег Леушин. И он сейчас играет эту роль в театре. Так что надо идти.

Спектакль Валерия Беляковича

Любой режиссер, который сталкивается с превращением “Мастера и Маргариты” в пьесу, испытывает большие трудности. Романы вообще плохо ставятся на сцене, а этот особенно. Убери из него авторский текст, что останется?

Валерий Белякович оставил слова автора в спектакле. Актеры произносят текст Булгакова. И про небывалый закат, и про тьму, пришедшую со Средиземного моря, и про любовь, которая поразила Мастера и Маргариту. Все фразы, которые мы любим и знаем наизусть.

Сценография великолепна. Хотя на сцене ничего нет, кроме металлических листов. Но они полноценные участники спектакля. Их удары символизируют появление сил зла, они возвещают о переменах в мыслях Понтия Пилата, они отмеряют время бала у Сатаны. На них символически распят Иешуа  с компанией разбойников.

Тьма, вспышки света, удары металлических щитов, импозантные силы зла: Коровьев, Кот Бегемот, Азазелло, Гелла и сам Воланд, – все это проникает в душу самого закоренелого скептика. И хотя спектаклю уже много лет, и поменялись все актеры, которые играли там когда-то, но “Мастер и Маргарита” производит все тот же wow-эффект.

И даже если смотрел его десять раз, то каждый раз надеешься: а вдруг? А вдруг все будет хорошо, и Понтий Пилат провозгласит громовым голосом после еле слышной фразы “Я умываю руки”: синедрион отпускает Га-Ноцри! А в финале, когда герой Алексея Ванина становится свободным, так и видишь лунную дорожку над сценой, по которой пойдут несчастный прокуратор со странствующим философом.

Валерию Беляковичу не нужно изобретать, как его Маргарита будет взлетать в воздух, не нужно буквально переносить содержание романа на сцену театра. Его юго-западная сцена настолько идеальна и харизматична, его актеры настолько талантливы, что им не требуются никакие технические ухищрения. Зритель видит все внутренним зрением и получается даже круче всех спецэффектов кинематографа!

А само действие спектакля начинается с гротеска. Со знаменитого появления Воланда (Олег Леушин) на Патриарших прудах одним великолепным майским вечером перед советскими гражданами: Берлиозом и Бездомным. А как закрутила, завертела пролетарского поэта свита. Просто прелесть. А сцена в “Грибоедове”?! Она не могла не удаться, ведь там, в массовке, появляется наш с Глебом любимый актер, Андрей Санников.

А как он хорош и органичен в роли энергичного администратора Варенухи!

А знаменитый сеанс черной магии с последующим разоблачением? Нам с Глебом перепали две заветные бумажки от Коровьева-Фагота. Где бы нам их потратить? Не иначе как в буфете театра на Юго-Западе.

Вообще, в спектакле нет проходных ролей. Вот, казалось бы, Степа Лиходеев (Максим Лакомкин). Личность малоприятная, да и быстро исчезает из повествования. А как играет. Так и веришь в его ужасное похмелье. Ой, даже голова заболела при воспоминании.

Кстати, тот же актер играет Левия Матвея. Если честно, я поняла это только из программки, настолько разные персонажи получились.

А массовые сцены? Каждая – шедевр! Уже упоминавшийся мною “Грибоедов”, явление Степы Лиходеева на пляже Ялты. Ну это натурально советский пляж получился. А Фарид Тагиев, изображающий грузина? Очень смешно. И он же бесстрастный Афраний, представляете?

А доктор Стравинский, он же Понтий Пилат? Не могу не сказать о масштабе игры Алексея Ванина. Он один из лучших актеров театра. И роль Понтия Пилата – безусловно центральная в романе и спектакле. Просто сжимается сердце, глядя на его мучения. Вот она, цена одной ошибки.

Мастер и Маргарита

Как говорит Глеб, они такие главные герои, которые только в конце появляются. Немного утрированно, но правда. Мы видим Евгения Бакалова и Карину Дымонт только во второй половине первого действия.

Маргарита Карины Дымонт – женщина на грани нервного срыва, все время в состоянии аффекта. Но что делать? Жизнь у нее такая. Сначала ее нежданно-негаданно поразила любовь, потом пропал ее возлюбленный и она горюет. Потом к ней пристает загадочная личность (Азазелло), ну а в довершение ко всему она становится ведьмой. Вот это приключения у некоторых!

Кажущееся спокойствие она обретает только тогда, когда решает не просить Воланда ни о чем. Булгаков пишет так: «Только бы выбраться отсюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь».

В этот раз никто не читает текст автора, но это и так ясно по виду Маргариты. Зато как страстно кричит она: “Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера.” Вот она, сила любви.

И все-таки зачем идти?

Во-первых, чтобы познакомиться с романом “Мастер и Маргарита”. Спектакль очень точно придерживается текста. Единственное, он убыстряется к финалу, и некоторых сцен нет.  Например, про примус. И вообще кота очень мало, – негде развернуться Антону Белову. Жаль. Остальные участники свиты получили минуту славы.

Во-вторых, это очень хороший спектакль. Один из лучших в театре на Юго-Западе. Нет, определенно, лучший.

“Круто”, – сказал мой подросток после трех с половиной часового спектакля. Да, Михаил Афанасьевич и Валерий Романыч, это действительно круто. Спасибо.

Текст: Таня Белкина 
Фото: из архива театра на Юго-Западе и Дмитрий Дубинский 

(8)(0)
 

Добавить комментарий

*