Эраст Петрович Фандорин
Кто-то из писателей, кажется, Вениамин Каверин, говорил, что подходящее имя для героя – 50% успеха для литературного произведения. Нужно придумать такое имя, чтобы было понятно, этот человек может быть только капитаном Татариновым или Эркюлем Пуаро. Эраст Петрович Фандорин может быть только Эрастом Петровичем Фандориным.
Имя, разумеется, из “Бедной Лизы” Карамзина. А вот насчет фамилии у меня есть теория, что это из “Фантомаса”. Помните журналиста Фандора? В каком-то из фильмов про Фантомаса еще обсуждалось, что псевдоним должен начинаться глухо, а заканчиваться звонко. Мне кажется, так родился Фандорин.
Примечательно, что вот так, из фантастических фильмов 50-х гг XX века Фандорин попал в литературный континуум конца XIX – начала XX века и как будто бы был там всегда. Очень надеюсь, что так же ненавязчиво он просочится в школьный курс литературы, ну или хотя бы во внеклассное чтение.
Человек действия
Эраст Петрович очень хорошо подходит под изучение человека действия, до него в нашей литературе это звание нес бизнесмен Штольц из “Обломова”. И всегда герой такого рода вызывал сомнение у читателя. Ну не смог Гончаров придумать для него нормальной, не порочащей героя в глазах читателя, деятельности. А Борис Акунин смог.
Расследование преступлений – вот в высшей степени полезная и созидательная деятельность.
И если в романах Эраст Петрович, в принципе, много размышляет, то черная и белая версия пьесы “Инь и Ян” это квинтэссенция фандоринских действий.
Напомню сюжет
В подмосковное поместье на разглашение завещания с некоторой восточной заковыркой приглашен известный японовед, чиновник для особых поручений Эраст Фандорин. Он, как потом выясняется, опаздывает на это мероприятие не случайно, и прибывает уже в самый разгар семейных разборок и к свежему трупу.
Пьеса-перевертыш
Как я выяснила из википедии, Борис Акунин написал две версии “Инь и Ян” специально для Молодежного театра. Как было бы здорово, если бы на этом он и остановился. Потому что после премьеры вышла соответствующая книжка, и все желающие смогли с пьесами ознакомиться. А ведь это спойлер чистой воды!
Подробную рецензию на белую версию “Инь и Ян” можно прочитать здесь
Сюжет, в принципе, один и тот же, что в белой, что в черной версии. Зритель с хорошей памятью может поиграть в игру “найти 10 отличий”.
Например, в белой версии Фандорин является в дом со сломанной рукой, в черной он въезжает на инвалидной коляске со сломанной ногой. В белой версии мучают белого кролика, а в черной…черного. Ну и глобальное отличие двух версий – разные убийцы.
Белая версия более рациональная, черная более мистическая. Веер Будды является просто ценным антиквариатом в первой, и настоящим волшебным артефактом во второй. Справиться с вырвавшейся на свободу японской магией может только настоящий русский камердинер Фаддей Поликарпович.
На сайте РАМТа написано, что начинать просмотр нужно с белой версии. У нас с Глебом это получилось случайно, но очень удачно. Действительно, после черной сразу станет ясно, кто убийца в белой. Так что, не перепутайте последовательность.
Как обычно, подозреваются все
Как обычно в детективах, герои респектабельного семейства в процессе пьесы претерпевают поистине волшебные превращения.
Ну, покойный Сигизмунд Борецкий подкачал сразу же. Что еще за мания собирать восточные реликвии? Да еще и лично разъезжать по китаям и япониям. Подобный герой нам не нужен, поэтому на сцене он не появляется.
Его младший брат, Казимир Борецкий, – гуляка, пьяница и дебошир недолго продержался. Минут 15, 20? А жаль, колоритный был персонаж. Многообещающий.
Зато остальные с виду приличные люди отрываются по полной.
Ян, племянник покойного, сын Казимира, студент – медик, ищущий вакцину против столбняка. Кстати, представьте мой ужас, что столбняк еще существует. Как раз на днях подписывала заявление в школу, что я не возражаю против этой прививки. Так вот, этот человек, желающий облагодетельствовать все человечество, может убить ради денег на лабораторию.
Его невеста Инга, еще одна племянница покойного. Кто она? Влюбленная девушка, готовая на все ради любви? Или расчетливая стерва, ведь именно ей дядя оставляет огромное состояние в обход родных братьев?
Ее мать, вроде приличная женщина, готова на убийство из-за шантажа.
Ее играет совершенно великолепная Нина Дворжецкая, кажется, я становлюсь ее поклонницей. Что ни роль – то большая творческая удача.
Великолепная леди Эстер в спектакле “Эраст Фандорин”
Ее муж, еще один брат покойного коллекционера – Станислав может укокошить пару человек из-за ревности и огромных денег.
Нотариус Слюньков, почтенный господин почтенной профессии почтенного возраста вдруг превращается в тайного эротомана, одержимого идеей молодости. В этом ему должен помочь веер из Японии, который может тебя лично сделать лучше, зато весь мир хуже и наоборот.
Доктор Диксон из САМОЙ АНГЛИИ оказался нечистым на руку малым. И у него есть корыстный интерес в этом деле.
Диксон: It’s incredible! Absolutely incredible! Я лечил этот человек три месяца! Хоть бы мелочь завещал! Out of common decency!
Казимир Иосифович: Если б вы, доктор, его вылечили — тогда другое дело, а так за что вам?
В общем, буквально каждый (кроме Эраста Петровича и Масы) может быть двойным убийцей: сначала прикончить главу семейства, Сигизмунда Борецкого, а потом еще его брата, Казимира. Или убийц было двое? Ведь имеется же два мотива преступления: деньги и веер.
Убийца дворецкий?
Фандорин: Разумеется. Это только в британских уголовных романах слуга не может быть убийцей, поскольку он не д-джентльмен. Мы же, слава Богу, в России живём, у нас слуги тоже люди… Прислугой занимается мой помощник.
Среди слуг расследование ведет Маса. Да так хорошо ведет дело, вдвое быстрее своего господина. Успевает не только вникнуть в суть вопроса, не очень хорошо говоря по-русски, но и завести роман с горничной Глашей. Отбив ее от слуги Аркаши. За Масой же и комическая линия сюжета.
У господина любовной интриги как ни странно нет, не успел. Эраст Петрович так быстро не умеет. Хотя были все-таки проблески интереса со стороны Инги.
Алексей Весёлкин в роли Эраста Фандорина
Смотреть спектакль с таким набором отличных актеров истинное наслаждение. Каждый органично выписывал свою роль и с каждой сценой раскрывался по-разному.
Все, кроме персонажа Алексея Веселкина. С начала до конца он придерживался образа энергичного сыщика, но которому не удавалось проявить свои способности. Он только и делал, что ехал по следу в своей инвалидной коляске. Фактически режиссер Алексей Бородин и автор Борис Акунин дают ему слово только в конце пьесы. И вот этот небольшой монолог в конце пьесы дает понять, что это лучший Эраст Фандорин на данный момент.
Мне очень хочется новой большой пьесы из Фандоринского цикла для Алексея Весёлкина. С монологами, любовными линиями, перестрелками, драками и т.д. В общем, чтобы все как в романах, только на сцене.
Детям от 12
На сайте написано, что “Инь и Ян” – спектакль для зрителей старше 16 лет. На самом деле в зале было много подростков. Могу порекомендовать две версии для первого похода на вечерний взрослый спектакль. Масса плюсов: динамичный сюжет, продолжительность 2 часа с небольшим хвостиком, драки и детективная составляющая.
«Нам-мёхо-рэнгэ-кё»
Если честно, на протяжении спектакля я размышляла на тему, что бы сделала лично я, попадись мне в руки волшебный веер Будды.
Фандорин озвучил два варианта сценария: если повернуть веер иероглифом Ян, который символизирует мужское начало и добро, к себе, то все желания исполнятся, зато миру будет хуже и наоборот. Если повернуть предмет к себе иероглифом Инь, что значит женщина и зло, то человеку станет хуже, зато мир станет лучше.
Боюсь, что я придерживаюсь точки зрения нотариуса Слюнькова, черт с ним, с миром, вот бы вернуть молодость и здоровье. Как там? Взмахнуть веером восемь раз слева направо и пропеть сутру лотоса. Нам-мёхо-рэнге-кё.
Текст: Таня Белкина
Фото: пресс-архив РАМТ
Добавить комментарий