Заправские натуралисты
Если вы любите книгу «Моя семья и другие звери» Даррелла, то наверняка помните тот энтузиазм, с которым мальчик Джерри изучал мир природы на острове Корфу. Яйца златоглазки и гнездо уховертки, маленькие паучки и флегматичные черепашки, шмели в сигаретных коробках, банка с червяками на туалетном столике…
Так вот, Кэлпурния Тейт – это, можно сказать, родная сестра Джерри Даррела. Такая же любознательная и здравомыслящая любительница всего живого, которая обожает исследовать и наблюдать.
Она держит гнездышко колибри на тумбочке у своей постели, а в стеклянной банке выращивает гусеницу по имени Пити, кормит ее листьями и ждет появления бабочки. И пусть в итоге на свет появляется огромная, устрашающая всю семью ночная бабочка с мохнатыми усиками и зловеще шуршащими крыльями, но Кэлли торжествует: ведь далеко не каждому суждено увидеть, как гусеница плетет кокон или как бабочка выбирается из него!
Она наблюдает за кузнечиками и изучает их эволюцию. Были зеленые – стали желтыми. Почему?
Она глядит в микроскоп на каплю речной воды и ужасается: «И в этом я купаюсь?», но потом все равно купается в реке, ибо как еще освежиться приличной леди в 40-градусную жару, даже если и приходится плавать в окружении разных там хвостатых и пузатых Volwox из отдела Chlorophyta.
Она помогает дедушке искать уникальный, новый вид горошка, и, даже провалившись в нору барсука и слыша за спиной его недовольное сопение, не сдается! Вот это характер!
У нее есть свой собственный пятичасовой опоссум, по которому можно проверять часы. А еще у Кэлли есть «Дневник научных наблюдений», в который она записывает и зарисовывает все интересное, что заметила.
Как это много – быть собой!
Юная Кэлпурния Тейт располагает к себе с первых же страниц. Своей решимостью, своим чувством юмора, самостоятельностью и независимостью суждений. Она продумывает свои слова и действия заранее – например, никому не рассказывает про опоссума, чтобы взрослые не поставили на него капкан. Думать о последствиях своих слов и поступков, когда тебе только 11 лет и 9 месяцев, – это, на мой взгляд, свойственно далеко не всем представителям вида Homo sapiens. И это еще один повод проникнуться глубокой симпатией к Кэлпурнии Тейт.
А ведь живет она в те времена, когда с юных лет девочек готовили к «профессии» жены, матери, хозяйки. И никакой науки! Вот и Кэлпурнии приходится не только тарабанить положенные упражнения на пианино, но и вязать носки, и плести кружева (да еще и в конкурсе с ними участвовать), и учиться готовить. Да и школу никто не отменял. И все это – такое мучение для души, жаждущей заниматься только наукой! Но вместо микроскопа – скалка и тесто, и вместо исследований – яблочный пирог!
Непросто было быть девочкой в 1899 году, да еще единственной дочкой в окружении шестерых братьев! Не останешься незамеченной! Хочешь остричь волосы, потому что летом жарко? Нельзя! Хочешь бродить с сачком по мелководью, изучая речные микроорганизмы? И думать забудь, тебя ждут штопка и уроки кулинарии! И не забыть бы переодеться к ужину, и вычистить грязь из-под ногтей. Тяжела женская доля, и красота постоянно требует все новых и новых жертв!
Но все это меркнет перед возможностью зайти к деду в лабораторию и узнать что-то потрясающее, что-то новое, поглядеть в микроскоп, прочесть пару слов на латыни… Наука манит, наука раскрывает неведомые горизонты.
Можно открыть новый вид горошка, например, или изучать эволюцию зеленых кузнечиков! А всю жизнь вязать носки и жарить цыплят – это же так скучно!
Кстати, о жанре
На задней обложке цитируются отзывы об этой книге, получившей много медалей и наград. Одна из цитат гласит: «Прекрасный исторический роман для детей». Ой-ой! Исторический роман? Да я же терпеть не могу исторические романы! Там все время короли и королевы сражаются за трон, и потом кому-нибудь непременно отрубают голову! А еще там постоянно плетут заговоры, ходят быстрым шагом по темным подземельям и потайным коридорам, и в свете факелов совершают разные злодеяния!
Но, к счастью, «Эволюция Кэлпурнии Тейт» – это совсем не такой исторический роман. Исторический он потому, что время действия – 1899 год. Чуть больше сотни лет назад, вроде бы и не такой большой срок, да? А начинаешь читать – и цепляешься то за одну любопытную деталь, то за другую. Вот, например, женщины сто лет назад носили корсеты и нижние юбки, а еще накладные челки, шиньоны и валики из конских волос, спрятанные под прической для пышности. Летом в 40-градусную жару им было ой как нелегко! И что уж говорить про шляпку, без которой не могла появиться на улице ни одна уважающая себя леди!
Что говорить о прогрессе, если в 1899 году хлопок в полях собирают все еще вручную, при помощи мотыг. Вентилятор уже изобрели, но его требуется заправлять керосином. Чтобы сделать снимок на память, фотограф насыпает в лоток фотоаппарата магниевый порошок (для вспышки) и накрывается черной накидкой.
На ярмарках демонстрируют чудо техники – первый автомобиль. А появление в городе первого телефона будоражит всех жителей и открывает небывалые перспективы и для личного общения, и для ведения дел. Да, такие исторические романы мне по душе! И главное, ни одной отрубленной головы!
В жизни возможно всё
«Эволюция Кэлпурнии Тейт» – это чудесная книга о взрослении и становлении личности. В свои 11-12 лет Кэлпурния твердо решила стать ученым. А ведь общество в те времена не приветствовало ученых дам.
Например, чтобы прочитать книгу Дарвина, 11-летней девочке требовалось письменное разрешение матери. А уж поступать в университет? Да зачем?
Ведь после школы нужно просто-напросто выйти в свет и быстренько отхватить себе там самого лучшего мужа! Так считает мама Кэлпурнии, и с ней согласны, в общем-то, все остальные.
И только дедушка, странный и нелюдимый дедушка, проводящий дни напролет в своей лаборатории, поддерживает в юной Кэлли ее страсть к науке. Хорошо, когда есть такой родственник, который откроет тебе секреты мироздания, поведет к реке и в лес, и покажет гнездышко колибри, и даст в руки запретную книгу Дарвина «О происхождении видов».
Хорошо бы каждому ребенку – такого учителя, который вовремя заметит и поддержит начинающийся интерес и талант, научит и подбодрит, снабдит информацией и материалами для творчества или научных изысканий.
Эта девочка как раз из тех книжных персонажей, на которых хочется походить, которым хочется подражать. И хотя, конечно, жука я в руки не возьму (максимум – лягушонка), но наблюдать за природой, вести дневник, – почему бы и нет? Тем более, у меня подрастает юный натуралист 5 лет. Вряд ли я предложу ему изучать насекомых (жуков в баночках по всему дому я точно не переживу!), но вот собирать гербарий, например, узнавать имена всех встречных цветков и трав, – это занятие очень интересное и безобидное, ведь цветочки не ползают, не кусаются и не жужжат.
И может быть, мы тоже откроем новый вид горошка!
А почему бы и нет?
Текст и фото: Катя Медведева
какие красивые фотографии! уже хочется почитать!