Однажды мой ребенок позвонил мне из школы.
– Знаешь, – говорит, – у меня скорее всего будет 2 за тест по истории.
– Это с чего это?
– Мне нужно было перечислить древнеримских богов, а я ни одного не знаю.
А вот это уже серьезно. Двойку пережить можно, черт с ней. А вот как жить с человеком, который не знает Юпитера с супругой! И, судя по всему, он мало что помнит из курса истории 5 класса, когда они проходили Древний Рим. Ключевое слово здесь проходили.
Нужно было принимать срочные меры. У меня три варианта: настольная игра, приключенческий роман или фильм. Год назад мы хорошо изучили Минойскую цивилизацию благодаря серии “Древний Крит” издательства “Пешком в историю”. Жаль, что Крит занимает так мало места в курсе истории 5 класса. Вот там бы мы показали класс.
Конечно, тогда и надо было изучать серию “Древний Рим”. Но лучше поздно, чем никогда.
Как учить историю в школе?
Никогда не думала, что у ребенка может возникнуть проблема именно с этим предметом. Ведь это же так увлекательно! Там одни интересные истории.
Однако факт остается фактом. Он не понимает, что все эти события из учебника действительно когда-то происходили. Читает как среднюю, плохо написанную фантастику, которая никакой связи с современностью не имеет. А это же не так.
Некоторые этапы истории привязать к современности сложно, конечно. Например, раннее Средневековье, которое Глеб сейчас изучает, привязывается крайне плохо. Но с Древним Римом и Древней Грецией такой проблемы нет. Ведь все, что нас сейчас окружает, берет начало именно там.
“Мы живем в древнем Риме”
Серия “Древний Рим” делает упор именно на связь времен. И на погружение в древне-римскую реальность.
Рассказывает не казенным языком, что такое форум, кто такие патриции, сенаторы, плебеи, чем отличился Брут и в чем суть триумфа. А делает ставку на местоимение “мы”. Энциклопедия так и называется “Мы живем в Древнем Риме”. Вот мы можем жить так: в домусе или на вилле. А можем ютиться в каморке папы Карло в многоквартирной инсуле.
Кстати, для меня стало откровением, что у римлян были доходные дома – многоэтажки с огромным количеством, как бы мы сейчас сказали, однушек. И если в домах богатых было отопление – теплый пол, достаток воды и всего прочего, то беднота, конечно, была лишена этих прелестей цивилизованной жизни.
Энциклопедия под редакцией Виктора Сонькина “Мы живем в древнем Риме” делится на главы. Каждая из них начинается с какого-то известного латинского выражения. Например, “Мы учимся не для школы, а для жизни”. Естественно, речь идет об образовании.
И ниже это высказывание приводится на латинском языке. Мне не хватило транскрипции. Я хотя и изучала латинский язык когда-то, но уже не помню правила чтения. А прочитать что-то Глебу мне бы хотелось. Неужели придется лезть за учебником?
Жизнь коротка, а искусство вечно
Для чего еще нужно знать историю древнего Рима? Для того, чтобы знать и понимать искусство. Прийти в музей или парк и встречать всяких флор, лукреций, неронов и прочих катуллов как своих знакомых.
Интересная деталь. Мы восторгаемся белоснежным мрамором греческих и римских статуй. А ведь они были разрисованы. Просто со временем с них слетела краска, и они предстали перед нами вот таком вот незапланированном виде.
S.P.Q.R.
С целью изучения древнего Рима мы стали смотреть фильм “Гладиатор” с Расселом Кроу. Понятно, что с настоящей историей он мало что имеет общего, но хоть дает представление о гладиаторах и императорах. Да и музыка красивая.
Так вот, у Рассела Кроу на плече есть татуировка SPQR. И он ее тщательно уничтожает, чтобы стать своим среди гладиаторов. Мне кажется, что реальные легионеры не имели никакой татуировки, но буквы меня заинтересовали.
S.P.Q.R расшифровывается как Senatus populusque Romanus. Сенат и Римский народ. Обозначает единство граждан и правителей (цитирую Виктора Сонькина)
“Да таких надписей полно в “Докторе Кто”! Была там одна серия про древний Рим.” Цитирую Глеба.
“Тимка и Тинка в древнем Риме”
Серия “Древний Рим” состоит из энциклопедии, двух тетрадей с заданиями для детей помладше и постарше, художественной повести “Побег с триумфа Цезаря” и настольной игры “Битва народов”.
Тетрадь с Тимкой и Тинкой как раз для тех, кто помладше, но моему шестикласснику в самый раз.
Разбираем по маленькому абзацу. Вот, например,
“Сова – птица римской богини мудрости Минервы”. Вспоминаем, как звали ее греческую сестру. Афина.
Спрашиваю: “Какая связь между богиней мудрости и профессором Макгонагалл из Гарри Поттера?”
Вспоминаем, что ее звали Минервой и назвали ее так не случайно, а за ум и мудрость.
Я, как и авторы серии “Древний Рим”, пытаюсь все связать с настоящим. Пытаюсь объяснить Глебу, что без древнего Рима он не поймет всю глубину “Гарри Поттера” или сериала “Доктор Кто”.
“Археологическая прогулка по Помпеям”
Тетрадь с заданиями, головоломками, наклейками для детей постарше. От 7 до 12 лет.
Практически на одном из первых разворотов моя любимая тема – определение Богов и Богинь по разным атрибутам.
Не обошлось и без математики!
Римские цифры довольно простые, но к ним надо привыкнуть. А вот вы знали, что если к большему числу приписывается меньшее справа, то значит, что оно к нему прибавляется, а если слева – то отнимается.
Например, LX – 60, а XC – 90.
А вот что за число здесь написано? CCXCV.
Или вот задание на хронологию. Практически, моя любимая настольная игра “Таймлайн”. Дается несколько событий, нужно расположить их в хронологическом порядке.
“Побег с триумфа Цезаря” Екатерина Каликинская
Это художественная повесть про популярных сейчас попаданцев. Две мышки, уже известные нам Тимка и Тинка, попадают из исторического музея Москвы нашего времени в Древний Рим прямо перед триумфальным чествованием Цезаря в 46 году до н.э.
Император вернулся из Африки, среди его пленников нубийский царевич. Также упоминается небезызвестная Клеопатра.
Это просто идеальный рассказ в художественной форме про древний Рим. Книга заменяет собой родительский поучительный монолог. Вот, например, идет повествование, и в какой-то момент одна из главных героинь, девочка Туллия, представляется мышатам и говорит: Я Туллия Кварта. Вот в этот момент читающий родитель открывает рот и спрашивает свое чадо: “А что это значит?”
Но! Туллия сама задает похожий вопрос. “Угадай, какая я по порядку?”
И мышка думает. И тем самым тоже заменяет родительскую речь. “Кварта. Отсюда квартира, квартал, квартет. Значит, четвертая”.
И так по каждому пункту. Все очень просто, понятно, со множеством бытовых деталей. Вот такая, например, ситуация. Раб Сервус должен передать Туллии задание от учителя на восковой табличке – таблете. Мышка Тинка стирает с нее урок, который надо выучить. Вот как после этого не запомнить, как учились дети в древнем Риме, и на чем и как они писали.
Плюс ко всему интересный сюжет, легкий язык, хэппи энд. Спасибо Екатерине Каликинской за повесть. А то я знала только “Спартака” Рафаэлло Джованьоли и уже собиралась мучить им Глеба.
У меня большая просьба к издательству “Пешком в историю” выпустить серии книг по всем периодам истории. Средневековье, Возрождение и далее по плану. А то никак нам не даются причины феодальной раздробленности, франки, хлодвиги и папы римские.
Текст и фото: Таня Белкина
Добавить комментарий