Эдуард Веркин
Совершенно незнакомое мне имя. А между тем, его книги выиграли множество премий, издаются в больших количествах, и сериями, и по одиночке. Как тут не заинтересоваться?
«Веркина будешь читать? Его все хвалят», – сказала знакомая.
«Что, вот прямо все?» – удивилась я.
Ну, вы же знаете, как порой обстоит дело с книгами-которые-все-хвалят. Порой там под красивыми обложками такая ерунда скрывается…
Но с книгами Веркина оказалось иначе. Такая история вышла. В общем, даже не знаю, как так получилось. Но, кажется, я тоже буду его хвалить.
«Лесной экстрим. В погоне за снежным человеком» Эдуард Веркин
Это динамичная и полная комических приключений история из жизни трех современных мальчишек, которым пришлось почти неделю провести одним в лесу. Ни спичек, ни продуктов, ни палатки. Как они выжили? Да если еще учесть, что за ними гнался снежный человек?
Да-да, хотя книжка и называется «Погоня за снежным человеком», но на самом деле все наоборот: трое друзей отправляются в лес на поиски снежного человека, но очень скоро начинают удирать от него так, что только пятки сверкают. И попутно занимаются разными очень мальчишескими делами – то строят шалаши, то копья мастерят, то сырого налима пытаются съесть…
Книга выпущена в рамках серии «Приключения Витьки и Генки», и у каждого героя тут своя особая роль. Витька – самый начитанный, напичканный разными сведениями, он знает, как сделать обувь из бересты, с каким оружием охотиться на медведя, из чего сплести верши для ловли рыбы.
Генка силен в логике и географии, он умеет ориентироваться на местности, определять стороны света, выбирает верное направление и знает, куда текут все реки.
И есть там третий персонаж, Жмуркин, который выполняет почетную роль неумехи, шута, козла отпущения и генератора самых нелепых идей, на которые, впрочем, два умных товарища почему-то с легкостью ведутся.
Герои умело действуют каждый в рамках своей роли. Общаются они, постоянно перебрасываясь колкостями и шуточками. Честно говоря, меня такой стиль общения утомляет, но, наверное, у подростков это норма, да? Я страшно далека от подростков, моему недорослю же всего пять лет.
История рассказана простым и веселым языком, в тексте много шуточек, понятных более взрослому читателю, а для подростков – особый сленг, все эти «жувка», «на фиг», «дурак, а уколов не делаешь» и прочее. Ну да, видимо, именно так и разговаривают мальчики, которые любят проводить время в сарае, починяя мотоцикл и подвешивая ведра с опилками над входной дверью. Не Пушкина же им цитировать…
Думаю, мальчикам и девочкам так называемого «младшего и среднего школьного возраста» история о трех приятелях и снежном человеке покажется очень даже интересной, как и другие повести из этой приключенческой серии, с очень заманчивыми названиями. Ставлю книжку на полку и жду, когда до этого самого младшего школьного возраста дорастет мой сын.
«ЧЯП» Эдуард Веркин
А вот эта книга, я думаю, впечатлит не только и не столько подростков. Как взрослый человек преклонных 35 с половиной лет, скажу откровенно – «ЧЯП» я читала с большим интересом, практически взахлеб. И наверняка не раз захочу взять в руки и перечитать. Отличное пополнение моей книжной полки, отличное. Признаюсь – не ожидала!
Это захватывающий и сильный текст, в котором все вперемешку. Отчасти это мистика. Одна сцена со старушкой в истлевшем белом халате и с сумкой, сплетённой из травы, чего стоит, бррр! Если б я читала это ночью, мне стало бы страшно.
Отчасти это реализм. Местами очень напоминает Крапивина – провинциальный городок Гривск («столица русского торфа») с пыльными улочками, двориками, речкой, заброшенными территориями (чем не Безлюдные пространства?) и мальчишками, которые ищут приключений, и конечно же, находят их.
Отчасти это чуть ли не постапокалипсис, чего стоит одна только великолепная глава с брошенным поселком, в котором когда-то разлились химикаты.
Отчасти – очень крепкий и качественный «производственный» роман – в духе тех, что писал Хейли, например, – когда писатель очень глубоко и внимательно изучает одну тему. Вникает. Здесь у нас – тема нумизматики, старинных монет и жетонов, и чувствуется, что автор то ли сам любит погулять с металлоискателем и лопатой, то ли с очень знающими людьми общался, когда материал собирал.
И вот из всего этого, страшного и комического, обыденного и чудесного, получился отличный приключенческий роман, от которого просто невозможно отойти, не дочитав. Эту книжку очень легко читать. Там много тайн. Там постоянно что-то происходит. Там ищут клады. Там верят в удачу – и не только в обычную, но и в бродячую, дикую, ту, которая иногда нечаянно выпадает тебе от мироздания просто так, потому что произошел маленький сбой в системе. Чертовски симпатичная теория, так и хочется в нее поверить.
А еще в «ЧЯП» очень интересные персонажи. И я сейчас не о «королеве поэтов» Элеоноре Царяпкиной, которая, видимо, призвана разбавить собой серьёзное и слишком взрослое наполнение книги. Элеонору, как персонажа комического (ну или трагикомического, если попытаться воспринять ее всерьез), мы оставим подросткам, которым ведь тоже адресована книга.
А мне гораздо интереснее два главных героя – Синцов и Грошев.
Они противоположны, а противоположности притягиваются. У одного из них есть дело всей жизни, есть огромный опыт, информация, умения, он прилично зарабатывает, но главное, он – вроде бы – знает, зачем и с какой целью существует. Да, это Грошев. В лучших традициях классицизма он получил говорящую фамилию – ведь он собирает и продает монеты. Читаешь, и с трудом верится, что ему 16 лет. Этот герой кажется очень взрослым, где-то даже пожилым, очень уж умно рассуждает…
А вот Синцов – он такой классический подросток, он пока еще никто, куколка, личинка человека. Ни призвания, ни талантов особых, ни даже мечты. На вопрос: «Чего б ты попросил у Золотой рыбки?» он мнется и говорит какую- то ерунду. Видимо, поэтому, от своей неопределенности и неоформленности, он так безусловно и целиком подпадает под влияние весьма определенного и осознанного Грошева, и таскается с ним, куда позовут, и делает все, что скажут.
Ну и естественно, под влиянием этого общения Синцов меняется – как монетка, которую извлекли из земли и теперь аккуратно и бережно приводят в приличный вид.
Импонирует, что в книге поднимаются вопросы, о которых взрослые ужасно не любят говорить. Зато подростки обожают, да. Смысл жизни. Бытие или сознание, деньги или духовные ценности, усадьба неизвестных поэтов Дятловых или нефтепровод, на пути которого сметают и березки, и рябинки, и все прочее, что стоит на пути…. Синцов на последних страницах книги свой выбор делает. И это, наверное, правильный выбор. Хотя – кто его разберет?
Что привлекло меня в этой книге больше всего? Обаятельные и думающие герои, с множеством мыслей, привычек, мелочей, подробностей. Я очень люблю, когда автор не жадина, когда автору не жалко поработать над своими героями как следует и сделать их живыми. И декорации здесь небанальные, и приключения по-настоящему увлекательные, это вам не от снежного человека по лесу бегать…
А еще в «ЧЯП» мне понравилась непредсказуемость, крепкий сплав сказки и яви, пугающей мистики – и отличного юмора. Я читала эту книгу во время мигрени – и много смеялась. А вызвать смех у человека с мигренью, это, знаете, под силу далеко не каждой книге. И далеко не в каждой книге серьезное и смешное переплетены так умело.
У меня осталось несколько вопросов. Я еще перечитаю «ЧЯП», и, скорее всего, не раз. И тогда, может быть, станет понятно, к чему был тот найденный Синцовым в лесу гвоздь, вбитый в землю, и что за тайны хранились у Грошева на чердаке, и зачем нужны синие собаки, бегающие по Гривску, – то ли это не выстрелившие ружья, то ли читатель был невнимателен и прошляпил. Читатель может, с ним такое не впервой.
А в целом же, впечатление от книги очень хорошее. Всем теперь советую: писателя Веркина – читать! И если другие книги у него так же хороши, как «ЧЯП», то я себя буду чувствовать, как тот Грошев, нашедший редкую монету и не верящий своей удаче. Удача – она ведь, знаете, особа капризная и улыбается далеко не всем.
Текст и фото: Катя Медведева
Спасибо за ваши "рецензии"! Веркин мне давно нравится, осталось прочитать те книжки, до которых ещё руки не дошли.)
Собственно, книгу можно было бы назвать "Евангелие от Сенцова".