Серия «Встречное движение» издательства Самокат – это книги ДЛЯ подростков и ПРО подростков. По содержанию это очень разные истории, с разными декорациями, от постапокалиптического лагеря на чужой планете до приличного и благополучного домика в центре Европы.
Объединяет их возраст героев: это совсем юные личности, которые учатся самостоятельно принимать решения, разбираться в чувствах и строить свою жизнь. Непросто это, очень непросто. Но другого пути повзрослеть до сих пор не придумали!
Беатриче Мазини «Дети в лесу»
Постапокалипсис. Антиутопия. Очень люблю книги в этом жанре, и не я одна: сейчас это одно из самых модных направлений в подростковой литературе.
Направление, очень любимое читателями. Такие книги рисуют вполне вероятные варианты развития событий в будущем человечества, щекочут нервы, будоражат воображение. Одна экстремальная ситуация за другой, опасности подстерегают на каждом шагу, неожиданности не прекращаются, персонажи озабочены лишь тем, как выжить и спастись, проявляя при этом чудеса выдержки, сообразительности и выносливости. Читая такую книжку, не заскучаешь!
Ну и в случае с подростковыми антиутопиями, главные герои – это, конечно же, подростки. Что делает книгу еще эмоциональнее и искреннее, а чтение – еще интереснее.
Главные герои книги «Дети в лесу», – как очевидно из названия, дети. Хане и Тому по 13 лет, другим детям – поменьше. Все они живут в очень странном и неприятном месте под названием Лагерь: сюда привозят тех немногих ребятишек, что выжили после какой-то чудовищной катастрофы. Окружен Лагерь страшным и непонятным лесом, ходить в который запрещено. А в небе светит не солнце, а некий загадочный, зеленоватый, сияющий Астер.
Куда же делось солнце? И что за катастрофа произошла? Об этом в книге упоминается только отрывочно. «Когда взорвалась бомба, то что-то случилось и в небе: привычные светила разлетелись в разные стороны, остался только Астер – он жаркий и довольно близкий, и поэтому погода всегда остается такой, как сейчас».
Дети делятся на две категории: Остатки и Вылупки. Остатки – это те, кто в момент взрыва уже существовал, был ребенком. В их головах остались осколки воспоминаний и полузабытые, малопонятные теперь слова, обозначающие явления, которых больше нет.
Вылупки – те, кто «вылупился» уже после взрыва. Они вообще ничего не знают о прошлом человечества. Их лексикон гораздо беднее, зато не мучают воспоминания. Хотя таблетками, подавляющими воспоминания, в Лагере исправно кормят и тех, и других. Видимо, чтобы поддерживать всех в одинаковом состоянии.
Вот такая завязка у этой книги. Есть дети, которые живут словно в тюрьме. Есть взрослые, которые их стерегут, наблюдают через видеокамеры, иногда бросают подачки – вкусную еду, иногда продают детей – другим взрослым. И при всей режимности и монотонности жизни в Лагере чувствуется, что вот- вот что-то произойдет.
И что-то происходит. Когда мальчик Том находит в лесу нечто секретное и запретное, что навсегда меняет его жизнь.
Эту антиутопию, кстати, можно ведь рассматривать и как аллегорию. Каждый ребенок, взрослея, начинает нарушать правила, изрекаемые взрослыми.
Начинает все смелее и решительнее заходить на запретные территории, изучать и пробовать все то, что ему не было разрешено. И, в конце концов, набравшись смелости, совершает побег – туда, наружу, во взрослую жизнь.
Символично, что роль священного предмета, помогающего этой инициации, играет книга. Предмет, явившийся из прошлого. Связующая нить, помогающая детям выжить за пределами скучного безопасного мирка, который стал им уже тесен.
Лагерь и лес – это только малая часть мира, в котором живут герои. А что там дальше, за лесом? Выжженная земля или нормальная жизнь? В книге есть обмолвка, что «вино привезли с Земли». Значит, действие происходит не на Земле? А на какой-то другой планете, которую осваивают Первопроходцы?
Те самые, что иногда покупают в лагере детей? Так что же тут происходит на самом деле? Спасение выживших – или какой-то странный эксперимент?
Да, много вопросов возникает при чтении. Интересный мир, реалистично выписанные герои – и большое желание узнать, что будет дальше. Как распорядятся своими судьбами задумчивый Том и храбрая Хана, болезненная Лу и здоровяк Глор, маленький Дуду и угрюмый Гранах?
Такое ощущение, что это будет трилогия. Писать трилогии сейчас тоже очень модно. Впрочем, читатель только рад. Если книга хорошая, то мы и гепталогию прочитаем с удовольствием!
Кристине Нестлингер «История одной семейки»
Если «Дети в лесу» искали свое место в новом постапокалиптическом мире, то главный герой «Истории одной семейки» Вольфганг (он же Ольфи) ищет себя в мире вполне обычном и очень даже благополучном. Казалось бы, у мальчика есть все, что душе угодно: большая семья (мама, сестры, бабушка и тетушки), отдельная комната, друзья и даже девушка. Правда, с девушкой наш герой встречается из вежливости – просто потому, что не знает, как от нее отделаться. Настоящие же чувства его еще не посетили в начале книги.
Но это обязательно произойдет чуть позже, ведь какая же история про подростка – да без любовных треволнений!
Но вот кое-чего у Ольфи нет. Точнее, кое-кого. У него нет отца, он «дитя любви», взращенное большой командой любящих родственниц. И хотя вряд ли он всерьез переживает из-за эдипова комплекса или недостаточно высокого интеллекта, которым вроде бы страдают все, кого в детстве воспитывали только женщины, – но, так или иначе, Ольфи начинает розыски своего отца. Расследование постепенно превращается в увлекательное приключение и круто меняет жизнь мальчика, да и жизнь окружающих тоже.
Читая эту книжку, я не раз думала о том, что подросток тут такой, знаете, очень натуральный, без прикрас. Он врет учителям. Он ворует деньги у матери и учиняет обыск в ее вещах. Он грубит бабушке и сестрам. Ну и конечно, боится контрольных, прогуливает школу и слушает музыку на всю катушку.
Вот сейчас я пишу эти слова, а пол в моей комнате вибрирует. Потому что в квартире под нами тоже живет подросток. Который, как и Ольфи, видимо, считает, что наушники – это полная ерунда.
«Музыка должна грохотать и пульсировать! Музыка должна грохотать так оглушительно, чтобы вся комната пропитывалась ею, чтобы можно было нырнуть в нее и плыть в самой ее середке, словно ты рыба, а музыка – вода!».
Да, подростки – они везде, от них не спрятаться и не скрыться. Они, как цунами, как взрыв. Нужно просто переждать это рождение сверхновой, это стихийное и бурное превращение ребенка во взрослого.
И ведь, глядя с точки зрения взрослого, мы часто забываем, что подросткам и самим нелегко. Потому что родители часто не принимают их всерьез. И не верят им. И заставляют делать ужасно скучные вещи – учиться, например, и каждый день ходить в школу, да еще и отметки хорошие приносить. И делать уборку в комнате. И быть дома не позже семи. Любой взрослый бы взвыл, если б ему предъявляли столько требований!
Но Ольфи мужественно и вполне разумно для своих лет проходит через все испытания. Он знакомится с множеством скелетов в семейном шкафу, узнает много нового о себе и своей маме, влюбляется в очень странную девочку, которую надо спасать от ее собственной семьи, и отправляется в не менее странное путешествие, к человеку, которого никогда не видел.
И пусть в книге порой чересчур оптимистично и просто решаются все проблемы, главное то, что она показывает: если чего-то очень сильно хочешь – прими решение, возьми на себя ответственность и сделай это. Ведь только так и создается уникальное авторское произведение под названием «твоя собственная жизнь».
Текст и фото: Катя Медведева
Добавить комментарий