Страна должна знать своих героев!
Мы знаем Магеллана, который совершил первое в истории кругосветное путешествие. Знаем даже Френсиса Дрейка (спасибо сериалам про королеву Елизавету). А вот про Ивана Федоровича Крузенштерна знаем только то, что он “человек и пароход”. Мне кажется, ему обидно. А ведь он был руководителем первой русской кругосветной экспедиции!
А уж как обидно Юрию Федоровичу Лисянскому, капитану второго корабля…
Екатерина Сехина “Путешествие Крузенштерна. Первая русская кругосветка”
К счастью, в просветительском плане мы всегда можем положиться на издательство “Паулсен”, которое, познакомив читателей со многими полярными исследователями, переключилось на путешественников по всему миру.
Эта яркая и красочная книга расскажет нам о двух кораблях: “Нева” и “Надежда”, о двух капитанах: Иване Крузенштерне и Юрии Лисянском, о дипломатических интригах, об одном театральном герое, которого все точно знают, ну и конечно же о чудесах света, которые русские моряки увидели в первый раз в жизни!
Только представьте себе. Это сейчас, сев на самолет, можно через 24 часа оказаться на Гаваях, в Южной Америке, можно пересечь экватор и даже не почувствовать этого события. Индонезия, Полинезия, Япония, Аляска, Китай, – все можно увидеть. Но удивимся или обрадуемся мы так, как это сделали два века назад первые русские путешественники? Уверена, что нет.
26 июля 1803 года “Нева” и “Надежда” вышли из Кронштадта и отправились в далекое плавание. Посмотрите на главные действующие лица. Почти все молоды, амбициозны и полны энергии. Отличная команда. Но и ее ждали некоторые нюансы.
Представляете, до Крузенштерна никто из российских моряков (официально) не пересекал экватор, не заходил в воды Атлантического океана, не был на экзотических островах, не видел туземцев-людоедов, опасных змей, ярких птичек и фруктов. Не проходил проливом Дрейка, где скорость ветра 126 км/ч!
Киты, моаи (статуи острова Пасхи), индейцы, гейши, неизвестные народы (айны, тинклиты). И везде русские моряки выходили с честью и достоинством из ситуации.
А вот карта плавания “Надежды” и “Невы”. Обратите внимание, что их маршруты периодически расходятся. Неудивительно, ведь корабли теряли друг друга и находили, да и к тому же у них была разная миссия.
Например, “Надежда” с Крузенштерном и Резановым на борту (да, да, тот самый из “Юноны и Авось”, только Караченцев посимпатичнее будет) побывала в Японии, а “Нева” отправилась на территорию Русской Америки, Аляску, то есть. Экипаж “Невы” участвовал в разборках между индейцами и Русско-Американской компанией.
Ругаются все!
Конфликты в замкнутом пространстве неизбежны. К тому же на борту вышедшей из Кронштадта “Надежды” была бомба замедленного действия. Оказывается, тот самый Николай Резанов (Караченцев) тоже был назначен руководителем экспедиции. И по каким-то своим соображениям он информацию приберег на потом.
Также был неизбежен конфликт и самих капитанов. Даже ученые переругались между собой. Лучше всего этот момент объясняет Джером К. Джером
Тандем – вещь неприятная. Человек, сидящий спереди, уверен, что сидящий сзади ничего не делает; той же точки зрения придерживается и сидящий сзади: единственная движущая сила – это он, а сидящий спереди попросту валяет дурака.
Книга о капитане Крузенштерне
Мне кажется, это одна из лучших книг “Паулсена”. Интересная, познавательная, красивая. Более того, написана с юмором, не обходит острые моменты, и, что еще немаловажно, она очень точная с исторической точки зрения.
И там есть собачка. Ну как теперь можно не запомнить, кто такой Иван Федорович Крузенштерн? Не только человек и пароход!
Текст и фото: Таня Белкина
Добавить комментарий