Мнимые близнецы
Бывают книжки-близнецы, где и сюжеты, и герои, и мелодика повествования похожи друг на друга, как две капли воды.
Бывают книжки – двоюродные сестры, где сходства уже поменьше, но все- таки оно присутствует.
А еще бывают книжки, которые, на первый взгляд, кажутся очень близкими родственниками, а на деле оказываются просто «однофамильцами», потому что при кажущемся сходстве они совершенно, абсолютно разные.
О двух таких книгах сегодня и пойдет речь. «Воскресный ребенок» и «Меня удочерила горилла» – это две истории с очень похожей завязкой. Дано: один детский дом, одна одинокая маленькая девочка, одна большая заветная мечта. Конечно же, девочки в обеих книгах мечтают о маме. И конечно же, мамы появляются на сцене. Весьма необычные мамы. И дальше всякое сходство в сюжетах этих двух книг кончается. А начинаются интереснейшие приключения. Впрочем, еще кое-что общее у этих историй есть. Happy end.
Но добираются до него герои совершенно разными тропинками.
Гудрун Мебс «Воскресный ребенок»
Главной героине этой истории всего восемь лет. И все эти восемь лет она провела без мамы и без папы, в «детском доме для круглых сирот». Нужно признать, этот интернат – весьма приятное местечко, «старинный дом с маленьким парком вокруг», где у детей уютные комнаты на двоих.
Присматривают за детьми сестра Франциска и сестра Линда, добрые и заботливые женщины, которые и нос утрут платочком, и кофту застегнут, и чаем напоят при случае. Идиллия!
Но конечно же, эта идиллия мнимая, потому что заботливые воспитательницы – это не родители. С ними не пообнимаешься, не подурачишься, не уснешь в обнимку. Для объятий у героини есть только старый обтрепанный Зайчик, которому она поверяет свои горести, секреты и мечты. А мечтает девочка стать «воскресным ребенком» – ребенком, которого забирают на выходные из детдома в семью. Потому что от статуса «воскресного ребенка» до удочерения – всего один шаг!
Мечты у девочки, конечно же, не простые, а, так сказать, позолоченные. Ей хочется не просто «маму» и не просто «дом», а чтобы – как на картинках глянцевых журналов, как в телепередачах про богатые и знаменитые дома.
«Там стоят золотые кресла и золотой диван, весь бархатный, и стеклянные столики с серебряными ножками, а на столиках – огромные тарелки шоколадных конфет и огромные тарелки с чипсами, и камин тоже есть, там горит настоящий огонь, а перед камином лежит медвежья шкура».
Мечты эти понятны: лишь бы было не похоже на то, что есть сейчас. На опостылевший мирок детдома с его двухъярусными кроватями и отсутствием какой бы то ни было роскоши…
Свою будущую «воскресную маму» девочка представляет настоящей красавицей, высокой, стройной, рыжеволосой и синеглазой. Еще к мечте прилагаются дорогая шуба и машина с водителем. Но увы, мироздание посылает девочке «бюджетный», а не подарочный вариант мамы. Улла Фидлер и на женщину-то не очень похожа! На ней куртка и шапка с помпоном, у нее короткие волосы и круглые очки. И выглядит она до ужасного «обыкновенно», и в квартире у нее не то что золотого – даже обычного дивана нет, а есть только матрас, печатная машинка и множество книг! Все это поначалу очень огорчает девочку… Не о такой маме и не о такой жизни она мечтала…
Очень знакомо, не правда ли? Как часто мы чего-то ждем, фантазируем, сочиняем тысячи деталей, наносим позолоту на воображаемое будущее, а потом наши приукрашенные мечты не сходятся с реальностью, и это доставляет нам огорчение и разочарование. А ведь реальность сама по себе не плоха и не хороша. Она нейтральна. Обыкновенна. Мы сами оцениваем, «лайкаем» ее – ну или не одобряем и ставим минус…
Обо всем этом и говорит книга «Воскресный ребенок». Декорации неважны. Важны люди. Важно доброе отношение. Чтобы кто-то выслушивал твои рассказы и делал для тебя какао, держал тебя за руку и пел колыбельную перед сном. И тогда совершенно неважно, какие там ножки у столика или обивка у дивана, и в чем ходит мама – в шубе или куртке. Главное, что мама любит тебя, что она всегда рядом, что она – есть.
Фрида Нильсон «Меня удочерила горилла»
Юнне, главной героине этой книги, девять лет. Она живет в сиротском приюте, который носит весьма романтическое название «Лютик». Вот только романтики на самом деле в «Лютике» нет никакой – воспитательница Герда держит детей в строгости, они постоянно трудятся – моют окна и полы, чистят картошку, сгребают в саду листья или вытряхивают пыль из подушек и одеял. И все бы ничего – ведь труд как-никак облагораживает, – но с неугодными детьми в этом приюте поступают безжалостно. Их просто отвозят куда подальше и бросают на произвол судьбы.
Юнна знает все это – и понимает, что она кандидат на выселение номер один. Ведь в «Лютике» проживает пятьдесят один ребенок, тогда как по правилам детей должно быть всего пятьдесят. От кого-то надо избавляться, и именно Юнну больше всего недолюбливает строгая Герда.
Но судьба девочки решается еще более фантастическим способом: в приют приезжает на старом автомобильчике горилла – и удочеряет Юнну, и увозит с собой, не иначе, чтобы слопать на обед!
Я представляю, как веселилась Фрида Нильсон, автор этой книги, когда выдумывала для своих персонажей все новые и новые приключения. Черный юмор, отсутствие сентиментальности и слащавости, гремучая смесь реалистического и фантастического, гротескные образы и вместе с тем глубокий и верный психологизм характеров, – все это есть в книжке «Меня удочерила горилла». Скучать читателю точно не придется.
Здесь, как и в «Воскресном ребенке», поднимается, среди прочих, тема внешности и ее соответствия стандартам и ожиданиям. Ведь часто бывает, что дети стыдятся своих родителей – не очень молодых или не очень стройных, а может, не очень модных, не вписывающихся в шаблон «так должен выглядеть успешный человек». Трудно это или легко: быть таким родителем, чтобы ребенок вас не стеснялся? Надевать жуткое платье в розы, если ребенок об этом попросил?
А если вам хочется ходить в ужасающего вида панталонах? Как воспитать ребенка таким, чтобы он не судил о вас – и о других людях – по внешности? И не будет ли о вас по внешности судить общество? И не отразится ли ваш внешний вид на том, как будут относиться к вашему ребенку? Сложно, сложно!
Уже само название книги как бы говорит: «Не ждите, что это будет обыкновенная история». И история на самом деле необыкновенная, очень увлекательная, отлично выстроенная, с нестандартными героями, с юмором, с конфликтом, с тайной. И, конечно, happy end тоже присутствует.
Вот прямо учиться можно у Фриды Нельсон, как написать отличную детскую книжку. От первой до последней страницы читаешь, не отрываясь, и никогда не можешь предугадать, что же будет дальше. А попробуй тут угадай, что у этой гориллы на уме. Да и бюрократ Турд не уступает ей в изобретательности. Только если у гориллы шуточки безобидные, то Турд в движении к своей коварной цели весьма беспощаден. Хороший, качественный злодей – ах, как он украшает собой книгу!
Кстати, в связи с злодействами этого самого Турда книга читается как очень даже реалистическая. Особенно если заменить гориллу на обычную человеческую маму, которая воспитывает обычного человеческого ребенка.
И не подозревает порой, что в их жизнь в любой момент может вмешаться ювенальная юстиция. В книге орган опеки – «проверочный комитет» – представлен гротескно и карикатурно. Но, как говорится, «сказка ложь, да в ней намек».
Вы в шутку грозите своему ребенку: «Такой-сякой, будешь есть на обед гвозди!», а кто-то подслушает и решит, что вы всерьез, и донесет «куда надо», что ребенку угрожает опасность. Вы устраиваете дома прекрасный творческий беспорядок – а «проверочный комитет» сочтет, что этот бардак – условия, неподходящие для содержания ребенка, и отнимет его у вас.
И нельзя сказать, что это касается только семей с приемными детьми. Судя по новостям, в последние годы это касается всех. Так что будьте бдительны, даже если вы не горилла! Большой Брат не дремлет! И на всякий случай держите наготове старый фургон, – вдруг придется срочно сматывать удочки и убегать из города!
Кому читать эти книжки?
На обеих книгах стоит возрастная маркировка 6+. И в самом деле, тексты достаточно просты для восприятия детьми, здесь нет пространных умозаключений и абстрактных рассуждений, действие не провисает, все динамично, эмоционально, понятно детям.
Это книги о том, как важно оставаться собой и не стыдиться своей непохожести на других. О том, что ожидания не всегда совпадают с реальностью, но это вовсе не повод устраивать драму. О том, что не стоит судить о людях по внешности. И стоит давать второй шанс тем, кто не очаровал тебя с первого взгляда.
Ну и еще, конечно, это книги о том, что во все времена, всегда и везде, детям нужны мамы. А мамам нужны дети. Даже если эти мамы, на первый взгляд, совсем на мам не похожи, но ведь внешность бывает обманчива!
А еще обе книги транслируют одну забавную идею. Вы можете носить несолидную шапку с помпоном или вообще выглядеть как горилла, вы можете работать по воскресеньям или жить в трущобах, – все эти критерии не так уж и важны. Главное, чтобы в вашем доме было много книг!
«Жилище гориллы состояло из одной большой комнаты. На полу лежал огромный ковер с восточными узорами. В углу стояла провисшая кровать на кривых ножках. Рядом громоздились полки, сверху донизу уставленные книгами. На полу возле кровати тоже высились кучи книг. Неподалеку покоилось дутое кожаное кресло для чтения».
«На полу – большой белый мохнатый ковер, и вправду похожий на медвежью шкуру. На нем – огромный матрас, тоже накрытый чем-то белым и мохнатым, и с белыми подушками <…>. Но беспорядок тут тоже есть. Только вместо бумаг везде – на ковре и на матрасе – лежат книги. А еще полно книг на белых полках. Интересно, фрау Фидлер их все прочла? Наверняка нет, их слишком много».
Оглядываюсь по сторонам. На полках книги, на полу книги, на столе книги… В нашем доме книг больше, чем свободного места. А значит, если верить Гудрун Мебс и Фриде Нильсон, я неплохая мама! Ура!
Текст и фото: Катя Медведева
Добавить комментарий