Издательству “Малыш” – 60 лет!
Детство моих детей совершенно не похоже на мое – тогда памперсов не было и в помине, на елках красовались красные звезды, мы носились по дворам уже лет с четырех, а продвинутые родители ориентировались не на Сирсов, а скорее на Спока. То есть все было как будто бы наоборот. Как говорили в те времена – “два мира, два детства”.
Однако есть способ показать детям кусочек нашего детства с помощью книг издательства “Малыш”, которое в юбилейный 60-й день рождения выпустило ограниченным тиражом серию «Лучшие книги «Малыша». Здесь вы с радостью обнаружите свои детские книги – очень качественно переизданные «Академию Пана Кляксы» с иллюстрациями Ильи Кабакова, «Волшебные сказки» с легендарными рисунками Эрика Булатова и Олега Васильева или “Золотое колесо” Маршака с рисунками Мая Митурича.
Возможно, некоторые родители ухитрились сохранить эти раритеты со времен детства, но наверняка в чрезвычайно потрепанном виде – ведь книжки были любимые, а значит самые зачитанные. А теперь эти книжки снова совершенно новенькие, свежеизданные, и листая их, сам как будто становишься ребенком, как будто в них есть встроенный механизм по превращению взрослых в детей.
Детская классика
В чем секрет книжек нашего детства? Почему, например, Мэри Поппинс, если она не от Калиновского, какая-то ненастоящая? Думаю, дело в том, что лучшие художники того времени работали в детских издательствах, ведь именно новаторские художники-нонконформисты, которые не вписывались в рамки советской системы и не желали работать в канонах соцреализма, нашли себе приют и хлеб в детской литературе.
Конечно, и там была цензура, но в целом детская иллюстрация была зоной, гораздо более свободной и открытой художественному эксперименту. Благодаря этому так много превосходных детских книг с чудесными картинками было издано в 70-80-е годы, и несколько поколений советских детей выросло на книгах с антисоветской по сути эстетикой.
Кто знает, может детские картинки сыграли свою роль в падении советского строя, “ведь то, что западает в душу в детстве, определяет представления человека на всю жизнь”.
“Золотое колесо” Маршак
Это слова Мая Митурича, художника одной из книг этой серии – “Золотое колесо” Самуила Маршака. Имя Маршака известно каждому, недавно его именем даже назвали магазин детских книг. А вот рисунки Митурича, на которых выросло несколько поколений детей, сейчас редко переиздаются и современному ребенку могут показаться необычными.
Май Митурич известен своим особенным стилем детских иллюстраций – его нежная, почти воздушная акварельная графика запоминается своей прозрачной легкостью и сразу узнается. Митурич и Маршак были дружны и выпустили вместе не одну книгу, причем Митурич придумывал все художественное оформление книги – не только картинки, но и оригинальную верстку, и необычные шрифты и буквицы, да и сам макет – рисунки прихотливо чередуются то полосными иллюстрациями, то россыпью небольших картинок-деталей.
Сборник “Золотое колесо” переиздается спустя 40 лет и дарит возможность познакомить юного читателя сразу с двумя классиками – поэтом и художником. Выбор стихов здесь великолепен – составителем книги был сын поэта Иммануэль Маршак – и он подобрал действительно хиты Маршака, причем для детей разного возраста – такие как “Сказка о глупом мышонке”, “Пудель”, “Багаж”, “Вот какой рассеянный”. Кроме того, здесь есть азбука “Про все на свете”, юмористические стихи из которой многие помнят наизусть:
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осёл.
или
Ходит по лесу хорёк,
Хищный маленький зверёк.
Кроме азбуки, есть ещё “Веселый счет” от одного до десяти с таким например примечательным стихом:
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Но и это ещё не всё – в сборник включен также “Круглый год”, а также чешские и английские народные песенки, избранные стихи из Джанни Родари, Р. Эдварда Киплинга и Эдварда Лира.
Вообще говорить хвалебные слова о Маршаке, это все равно что сообщать всем, что земля круглая, поэтому скажу лишь, что мало кто умеет буквально двумя деталями выразить одновременно и драматизм, и комичность ситуации:
Старушке в подарок прислали кофейник,
А пуделю- плетку и медный ошейник.
В этом отношении у Маршака и Митурича – идеальный творческий союз, ведь Митурич делает с рисунком примерно то же, что Маршак со стихом – он создаёт ёмкий, точный и выразительный образ двумя штрихами. Недаром они выпустили вместе не одну книгу, причем у Митурича есть разные варианты рисунков для одних и тех же стихов Маршака, то есть для разных изданий выполнялись отдельные, новые рисунки, можно сказать римейки.
Похоже, что для “Золотого колеса” все оформление было сделано заново. Однако в книге М. Чегодаевой “Май Митурич. Записки художника.” читаем слова самого художника о еще одной причине разных версий рисунков:
“В Детгизе заказали мне рисунки к тоненькой книжке стихов Маршака, она так и называлась “Для маленьких”. Когда я сдавал уже одобренную Маршаком работу, произошла какая-то очередная “подкрутка” идеологии. И рисунки мои показались слишком декоративными, не правоверными. Работа была небольшая. Я не стал апеллировать к Маршаку, нарисовал всю книжку наново, как бы под позднего Лебедева. По совести сказать, ничего хорошего из моего опыта не получилось. Но эти новые рисунки приняли. А скоро оказалось, что “закрутка” не такая уж серьезная. И тогда приняли и первый вариант рисунков. И почти одновременно вышли из печати две не похожие друг на друга книжки “Для маленьких”.
Так благодаря идеологическим играм у нас есть разные варианты иллюстраций замечательного художника.
Закрывается сборник таинственными стихами “Ключ от королевства” – автор дарит всем детям символический ключ от волшебного королевства, который всегда остается с нами!
Текст и фото: Света Задорожняя
Добавить комментарий