Издательство Paulsen выпускает узкоспециализированную литературу про полярные исследования, Арктику и Антарктику. Вы можете не читать дневники штурмана Альбанова, ничего не знать ни про Брусилова, ни про Северный магнитный полюс, но детские книги должны быть в каждом доме! Потому что они – интересные, великолепно изданные, и рассказывают про специфические события и явления в такой увлекательной манере, что оторваться невозможно.
Вот буквально вчера я решила почитать на сон грядущий детскую книгу Бьёрна Оусланда “В Арктику! Великое открытие Амундсена”. И что же? Вскочила с утра пораньше, чтобы написать отзыв, так мне хотелось поделиться этим великолепием.
Комиксы про Руаля Амундсена
Давайте скорее смотреть картинки и читать подписи про Руаля Амундсена. Если применить терминологию комиксов к полярным путешествиям, то Амундсен, конечно, настоящий супермен. Вместо костюма человека-паука – эскимосская парка, а вместо бэтмобиля – корабль “Фрам”, шхуна “Йоа”, дирижабль или гидросамолет. У супергероя также должна быть суперсила. У норвежского путешественника их целых две: знание и смелость.
Бьёрн Оусланд “В Арктику! Великое открытие Амундсена”
В самом начале книги автор показывает нам сцены из детства маленького Руаля. Ну какой ребенок не захочет быть таким, как Амундсен! Главное, чтобы мама разрешила. Например, когда будущий великий путешественник решил стать полярником, то начал закаливаться и спать ночью с открытым окном. Летом-то ладно, но и зимой тоже. А зимы в Норвегии почти такие же, как у нас, в России.
Когда-нибудь я напишу книгу о прототипах героев романа “Два капитана” и включу туда Руаля Амундсена. Помните, когда Саня Григорьев еще в школе решил стать полярным летчиком, то он планомерно готовился к этому. Возможно, эту деталь Каверин взял у Амундсена.
Наш герой учится на штурмана, чтобы не отдавать управление своим будущим кораблем постороннему человеку. Изучает магнетизм, чтобы найти магнитный полюс земли. Тренируется в опасных лыжных походах. Оттачивает навыки в полярной экспедиции. И вот, наконец, процесс инициации завершен, и Амундсен начинает свой собственный поход.
Мы много писали на сайте о Северном полюсе и о Северном морском пути. Представляю вам еще один труднопроходимый маршрут. Это – Северо-Западный проход, и на нем полегло не меньше народу, чем на Северо-Морском. Людям, не очень хорошо разбирающимся в географии, типа меня, можно просто принять как данность, что это чрезвычайно опасное место, и тот, кто вернется оттуда живым, – герой! А для желающих вникнуть – картиночка.
Северо-Западный проход – выход из Атлантического океана в Северный Ледовитый через архипелаги Канадской Арктики.
Такая деталь. Герой детских грез Амундсена – Джон Франклин, пропавший вместе с двумя кораблями именно в Северо-Западном проходе. И такой факт, который доказывает, что в жизни все не просто так. Руаль найдет останки этой экспедиции. Нет, мне все больше кажется, что Каверин изучал биографию выдающегося норвежца.
Всякий раз убеждаюсь, что в отношении полярных путешествий жизнь даст фору любому сценаристу или писателю. Она сама пишет захватывающий сценарий. Для экспедиции на “Йоа” она приготовила увлекательный роман в стиле Жюля Верна.
Вот Амундсен вместе с шестью другими участниками экспедиции тайком сбегает из Норвегии на маленькой шхуне “Йоа”.
Вот “Йоа” пробирается между многочисленными островами Канадского архипелага. Шхуна очень маленькая, с плоским дном, однако, это не спасает от постоянных мелей и рифов. Изучите этот драматический разворот. Корабль сходит с мели, все хорошо, однако от удара выбивает руль. Казалось бы, все потеряно. Как вдруг, от следующего удара он встает на место. Очень кинематографично, не правда ли?
Мне кажется, полярным путешествиям очень подходит художественный стиль Бьёрна Оусленда. Он очень хорошо изображает динамику: всякие ба-бах, ура, ой, ужас, настоящий кошмар. И, одновременно, не затягивает рассказ длинными зимовками, тоскливыми зимними ночами, – ведь все это можно изобразить одной, двумя картиночками.
“Йоа” встает на зимовку в удобной бухте, и начинается обустройство оседлой жизни и научные исследования.
Ведь помимо поиска Северо-Западного прохода, у Амундсена была цель найти Северный магнитный полюс. И он его нашел!
А вы знали, что стрелка компаса показывает не на Северный полюс, а на магнитный? Который, подобно льдинам, постоянно дрейфует. Во времена Амундсена он находился в районе Канадского архипелага, а сейчас (как гласит википедия) он движется в сторону Таймыра. Ловите Северный магнитный полюс! Увлекательная, наверное, погоня.
Две зимы простояла “Йоа”, ожидая, когда вскроются льды. Вы думаете, команда скучала? Нет. У них было полно дел. Наука, хлопоты по хозяйству, да и местное население их частенько навещало. Хотя в какой-то момент что-то смутило Амундсена. Он стал бояться, как бы эскимосы не отобрали у него корабль и не перебили все команду, но мне кажется, такие гости все-таки плюс, а не минус. Во-первых, можно выучить новый язык. Во-вторых, за два года эти семеро, наверное, поднадоели друг другу, и подобное оживление только на пользу.
Вот “Йоа” снова отправляется в путь! Отважные норвежцы уже вписали свои имена в историю, ведь они теперь шли там, где еще никто не был. Без карты было сложно, но маленькая шхуна смогла проскользнуть.
Но финальным аккордом этой истории были современные (по тем временам) технологии. Амундсен предусмотрел все. Прохождение Северо-Западного прохода и вход в Берингов пролив могли дать ему славу, деньги, будущую возможность покорения Северного полюса. Поэтому он, когда “Йоа” встает на третью зимовку уже в районе Аляски, уходит с корабля и совершает лыжный поход длиной 2600 км!! Понятно, он был не один, но все-таки.
Цель – отправить телеграмму. У Амундсена была договоренность об эксклюзиве с некоторыми печатными изданиями. Но телеграмму перехватывают, и новость распространяется по миру бесплатно. Слава есть, почет и уважение есть, денег нет. Ну и черт с ними!
У Руаля Амундсена впереди еще целая жизнь, полная невероятных приключений. О них я расскажу в следующей серии.
Йоа
Есть такая старая настольная игра “Захват колоний”. Ее суть в том, чтобы “плавать” по морям и зарабатывать себе очки, завоевывая колонии. Игроки делают маленькие бумажные кораблики вместо стандартных фишек. Мои корабли всегда: “Св. Мария”, “Фрам”, “Морж”. Пожалуй, поменяю последнего на “Йоа”. Надеюсь, малышка еще покажет себя!
Кстати, “Йоа” жива. Она стоит в морском музее в Осло. Кажется, мне срочно надо в Норвегию.
Текст и фото: Таня Белкина
Добавить комментарий