Януш Корчак
Не знаю, как так получилось, но я никогда не читала “Короля Матиуша”. Наверное, этого произведения не было в нашей местной библиотеке.
Но кто такой Януш Корчак, я знаю. Польский педагог, который отказался бросить воспитанников своего детского дома и погиб вместе с ними в газовой камере во время войны. Человек, пропагандирующий идею любви к детям и написавший 10 заповедей для родителей. Вот эта моя “любимая”, полюбуйтесь!
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
В этот момент я сразу же начинаю вспоминать все свои прегрешения. Не гуляю, не учу уроки, не занимаюсь английским, не читаю, все время сижу в интернете. Эгоистичная мать – горе семьи.
Решила исправляться и начать со чтения. Прочитать вместе с Глебом “Короля Матиуша Первого”. К тому же нам попалось такое красивое издание с тканевым синим корешком. Мммм. Я так поняла, что это переиздание старой книги с прекрасными иллюстрациями. Я такие сразу чувствую, это как привет из детства. Против таких не устоять. Я обычно равнодушна к картинкам, мне бы текста и побольше, побольше, но вот такие советские я люблю.
Читать или не читать?
Как мне кажется, сейчас превалирует чтение для развлечения. Один из главных постулатов модного сейчас Пеннака – не читать, если не хочется. Мол, это право читателя. Но относительно своего сына я знаю точно, что если не стоять над душой, не требовать и не заставлять, он будет читать очень сомнительные книги, которые и литературой-то назвать сложно. А, скорее всего, не будет читать совсем!
И не будет ни “Алых парусов”, ни “Острова сокровищ”, да что уж там, даже “80 дней вокруг света” не будет. Так что я ему поставила ультиматум: хоть тушкой, хоть чучелком, но будь добр. В общем, мы в длительном процессе знакомства с королем Матиушем. Очень помогло бы включение этого произведения в список для внеклассного чтения, но почему-то его там нет. Лучше бы дети вместо “Дубровского”, которого они понять просто не в состоянии, читали бы Януша Корчака. Пользы было бы несоизмеримо больше.
Что касается меня, то я уже прочитала и “Короля Матиуша Первого” и “Король Матиуш на необитаемом острове”. И очень рада, что в детстве меня миновала эта книга. А то бы она встала в один ряд с “Белым Бимом” и “Хижиной дяди Тома”. Слабонервным просьба не читать. Уж на что я вроде бы взрослый человек, но в финале заливалась слезами на кухне в 12 часов ночи.
Но не оторваться! Хотя я понимаю, что это не самое простое чтение для детей. Думающим мальчикам и девочкам можно замахнуться на него лет в 8. Обычным – не раньше 12 лет.
Сюжет
Умирает король. И вместо него остается править десятилетний сын Матиуш. Обычно в истории такие ситуации решаются либо захватом власти третьим лицом, либо долгим регентством матери или дяди, короче, близкого родственника, у которого потом надо эту власть чуть ли не насильственно отнимать.
У Януша Корчака мы имеем вариант, в котором ребенок реально пытается управлять своим маленьким государством. Нет, конечно, в помощь имеются министры и дворцовый этикет.
Начинается война. На маленькое королевство Матиуша нападает целых три соседских! Но Матиуш, как любой нормальный мальчишка, решает, что война это круто, война это подвиги и геройство, и сбегает из дворца со своим новым другом Фелеком в действующую армию. Там он быстро прозревает относительно подвигов и геройства и на всю свою оставшуюся жизнь проникается отвращением к войне. На возвращении Матиуша во дворец можно было бы ставить точку, но это только начало истории.
А его еще ждут приключения в опасной и страшной Африке, государственные реформы, еще одна война, ссылка на необитаемый остров и превращение из одинокого мечтательного ребенка в умудренного жизнью человека. Хотя от начала первой книги до конца второй прошло максимум год-полтора.
Наглядно видно, что невозможно быть правителем и пытаться воплотить идеи гуманизма в жизнь. Сделать так, чтобы граждане были счастливы, невозможно. Казалось бы, взрослые – это отдельный разговор, с детьми как-то все понятнее – корми шоколадом и дари подарки. Но и это демократическое начинание провалилось из-за отсутствия бюджета.
В книге есть такой полуположительный персонаж, как Печальный Король. Он из разряда умных людей и правителей, поэтому, заранее зная, как все закончится, он ничего не начинает. Но он очень симпатизирует Матиушу. Что-то из разряда “Безумству храбрых поем мы песню”. Однако никакого реального поступка от него автор не смог добиться за две книги. Сам Матиуш отнес бы Печального Короля к разряду “Спокойных добрых людей”.
Люди бывают спокойные и беспокойные.
Беспокойные люди, – писал дальше Матиуш, – бывают добрые и злые. Если на свете будет много беспокойных и добрых, это хорошо. А если много беспокойных и злых, это плохо.
Дети
Теперь мне стало интересно прочитать о педагогической методике Януша Корчака. Потому что именно педагога в “Короле Матиуше” совсем не видно. Он там отсутствует как данность. Детей никто не воспитывает. Автор просто описывает разных детей. Примечательно то, что они у него не получились абсолютными злодеями или очень положительными. Так ведь в жизни не бывает.
Иногда во время аудиенции ребята просили еще что-нибудь. Это сердило Матиуша: он ведь не маг и не волшебник и не может достать из-под земли книжку, игрушку или что-нибудь еще.
Одна девочка, получив новое платье к свадьбе своей тети, попросила и куклу до самого потолка.
– Дура! – сказал Матиуш. – Будешь жадничать, я у тебя и платье отниму!
Вообще, Матиуш стал многоопытным королем, и обмануть его было совсем не просто, не то что раньше.
Матиуш – умный мальчик, иногда вспыльчивый и импульсивный, но добрый и искренний. Первое, что уяснил во время своего сиротства: ничего не говорить взрослым. Если в первой части он еще ребенок, который мечтает о том, чтобы поиграть с детьми в парке и подружиться с классным мальчиком, то по мере приобретения печального жизненного опыта к концу второй книги это уже взрослый человек, у которого есть ответственность за своих друзей и страну.
Во второй книге есть такой пронзительный момент. Матиуш находится в ссылке на острове. У него умирает канарейка, для которой он сложил могилку из камешков.
Ему припомнилось кладбище в далекой столице, где похоронены его родители. И сам не зная зачем, он сделал еще две могилы, потом вспомнил Кампанеллу, и появился четвертый холмик.
Вот, Фелек – лучший друг Матиуша, с которым он сбегает в армию. Самая неоднозначная фигура в книге. Он то использует своего друга-короля, то помогает ему. В конце концов именно он становится причиной гибели Матиуша.
Вот, Клу-Клу – самая цельная и преданная личность. Не удивительно, что автор поселил ее в Африке. Редкий экземпляр, в Европе таких почти нет.
Вот, дети в самой массе. Мальчики не могут терпеть девочек. Девочки ябедничают на мальчиков. Все вместе они создают хаос, когда на время им передали управлять страной. Вот жестокие дети, которые предают Матиуша и хотят выдать его властям за награду. Может быть, в их сиротском доме не нашлось такого воспитателя, как Януш Корчак. Вот смелые дети, которые почти победили в сражении и если бы не капитуляция трусливых министров, все закончилось бы хорошо.
– Дети злые, несправедливые, вредные, лживые. Заике, косому, хромому, рыжему, горбатому или если кто-то наделал в штаны, они проходу не дадут, задразнят. «Рыжий – красный, черт опасный!.. Хромоножка!.. Горбун!..» – кричат они, кривляются и смеются. Десятилетний смеется над восьмилетним, двенадцатилетний не хочет водиться с десятилетним. Увидят у другого что получше, обязательно выклянчат или будут подлизываться без зазрения совести. Драчуну все спускают, а тихого и доброго не ставят ни во что. Доверишь кому-нибудь тайну, он с тобой поссорится и выболтает ее. Всех высмеивают, обижают, дразнят.
Но что мне особенно нравится в характере Матиуша – это то, что он постоянно анализирует. На основании плохих поступков детей он делает о них отрицательные выводы. Но это не значит, что он зарекается иметь с ними дело. Через какое-то время, встретив в изгнании малышей, он начинает их баловать, учить читать и считать, привязывается к ним.
Краткий курс управления государством для детей
Дорогие дети! Если вдруг вам придется начать управлять государством – не важно, большим или маленьким, помните, что главное – не думать! Не пытайтесь сделать всех счастливыми – люди по натуре своей всем недовольны. В общении со сверстниками главное – дисциплина. В школу всех, в школу. Не разбазаривайте бюджетные деньги на шоколад, куклы и прочие подарки, лучше позаботьтесь о национальной безопасности. Вместо детских домов настройте крепости и прикупите парочку танков. Не доверяйте никому, особенно друзьям и журналистам. И не ждите благодарности, ее не будет. И тогда, может быть, все закончится более-менее хорошо.
Текст и фото: Таня Белкина
Добавить комментарий