Краткий библейский курс, прочитанный девятилетнему ребенку в буфете во время антракта спектакля “Иисус Христос – суперзвезда”
Слава Богу, пока еще такие времена, когда дети могут узнать об Иисусе не из канонических источников.
– Глеб, ты хоть что-нибудь понял? Вот этот, в белом, это Иисус, он хороший, хочет всем добра и счастья. Вопящий дядя в черном халате – это Иуда, он ученик Иисуса, но хочет его предать. Три колоритных персонажа в полосатом – иудейские священники, они хотят Христа убить.
– Да? А за что?
– Ну так… просто… Потому что он хороший.
– А кто в черном плаще?
– Один из учеников Христа.
– А я думал, он там самый главный.
– Нет, главный у них Иисус. А вот рыжая дама – это Мария Магдалина. Она его любит, а он ее нет. А! Наверху стоял мужчина в фиолетовом, так это Понтий Пилат. Он раньше Иисуса играл, такой был молодой и красивый. Эх, годы никого не красят.
Десять лет спустя
Я смотрела “Иисус Христос – суперзвезда” два или даже три раза до рождения Глеба. В моей памяти он мне представлялся как спектакль с простым сюжетом, отличной музыкой, Валерием Сторожиком в роли Иисуса и ощущением, что главная роль принадлежит вопящему Иуде. Иуда на месте, музыка тоже, Валерий Сторожик играет теперь Понтия Пилата, а вот насчет сюжета я сильно промахнулась. Как только начались разборки между учениками Христа, потом пошел Каифа и т.д., я стала с ужасом посматривать на неподвижную спину сына (он сидел на ряд впереди) и представляла каменное выражение лица человека, который ничего не понимает.
К тому же, все хоровые песни было невозможно понять в принципе о чем поют. А когда я вспомнила, что впереди еще Ирод, Понтий Пилат и смерть Иуды, мне стало совсем нехорошо.
Где логика в сюжете? Все-таки надо было хоть что-то рассказать ребенку из Библии. Ведь к первому взрослому спектаклю “Мышеловка” мы подготовились, прослушали аудио версию, посмотрели сериал с Пуаро.
С другой стороны, было забавно наблюдать, как в первый раз встречается человек с сюжетом, над которым ломают головы от рождества Христова. Но он ничего, молодец. Во втором действии он долго ерзал на банкетке и вытирал стену, но вроде не мешал никому и даже напевал потом какие-то запоминающиеся мелодии.
Must die. Must die. This Jesus must die
Моя любимая музыкальная тема – Кайафа и другие первосвященники. Нет, конечно, же я люблю арию Марии Магдалины и арию Христа, и тему Понтия Пилата, и зажигательную песнь Ирода.
Но в данном конкретном спектакле мне очень импонируют этот триумвират иудейских первосвященников. Они появляются то в полосатых мантиях из люка,то в строгих костюмах, всегда невозмутимые, поющие низкими голосами. “Нет человека, нет и проблем”.
Сейчас такое странное время обострения православия в стране, что этот старый, в общем-то, спектакль вдруг снова обрел актуальность и политическую остроту. Одной из причин, почему я пошла на “Иисуса” и повела Глеба, было: а вдруг его запретят?
“Мастер и Маргарита”
Вы спросите, а причем здесь Булгаков? Ха! Разве смог бы режиссер российского театра, при наличии нашей собственной альтернативной Библии, не включить отрывочек из нее в американское произведение? Чисто по-человечески я его понимаю. Но выглядит странно, когда в разгар песнопений вдруг актеры переходят на прозу и зачитывают диалог из Булгакова про истину. Хотя, может, и ничего.
Я полезла смотреть сериал “Мастер и Маргарита”. И надо же такому случиться, что Глеб прибежал как раз в тот самый момент, когда показывали именно этот отрывок про истину. Он теперь решил, что “Мастер и Маргарита” – это то же самое, что и “Иисус Христос – суперзвезда”, только без песен.
Я так чувствую, что всего одним походом в театр я сильно исказила ребенку картину мира. Надеюсь, он не станет думать, что Мария Магдалина – подружка Христа?
Кстати, о Марии Магдалине
Я само собой прослезилась на всех ее ариях, больно они трогательные. Но в актрисе в рыжем парике на поклоне я с удивлением узнала Екатерину Гусеву, исполнительницу роли Кати Татариновой в “Норд-Осте”. Я раньше была лучшего мнения о ее голосовых способностях.
Интересно, с какого возраста рекомендуется смотреть этот спектакль? Я бы поставила ограничения на возраст после 70. Пожилым людям лучше на него не ходить. Музыка грохочет, все вопят и очень душно в зале.
А так, конечно, Jesus Christ великолепен, автора, автора! Интерпретация театра тоже хороша.
Цены на билеты (декабрь 2012):
от 200 до 2000 руб.
Официальный сайт театра им. Моссовета
Плюсы
Глеб впервые познакомился с библейским сюжетом. Пусть и не в традиционной версии. Выучил имена Иисуса и Иуды, уже хорошо. Мы посмотрели отрывок из старого фильма “Jesus Christ Superstar”, скачали все песни, теперь слушаем. Я впервые задумалась о том, что неплохо было бы когда-нибудь почитать источник, а пока перечитываю “Мастер и Маргариту”.
Минусы
Глеб теперь думает, что Иисус – литературный персонаж. Кстати, я не уверена, что это минус.
Текст: Таня Белкина
Фото театра им. Моссовета.
Спектакль “Принц и нищий” в РАМТ
“Огниво” у Терезы Дуровой
Новый московский дельфинарий на ВДНХ
А я еще не ходил, но я думаю что мне понравится. Попрошу родителей меня сводить!
Я еще не понял о чем идет речь но думаю что когда буду смотреть все пойму.
Я еще немножко слышал Библию там что-то написано про Иуду, как он умер и так далее.
Вот я прочитал коментарий что в конце выйдут люди с мотоциклами. А то очень хочу на них посмотреть. Очень хочу сходить!
Мы сходили туда с сыном нам понравилось. Незнаю как вам но я тоже подумала что который в черном халате это главный. Я просто раньше его не смотрела. Только мой сын ну путал Иуду с Аудой. Смешно получилось.
Но нам понравилось. Очень хорошая музыка. Конец был веселый когда они выйхали на мотоциклах. Моему сыну понравилось.
Я тоже боялась что он ничего не поймет. Но Иисау различил.