Я держу в руках книгу “Ведьмина кровь” издательства “Розовый жираф”. Она очень красивая, прекрасно свёрстана и визуально отражает идею дневника. На форзаце нарисованы величественные леса Америки. Страницы беленькие, чистые, одно удовольствие их перелистывать. А это приходится делать очень быстро, так ужасно хочется узнать, что же стало с главной героиней.
Меня переполняет праведный гнев. Еще немного, и я стану возмущаться, как мой сын Глеб, если в книге что-то противоречит его понятию здравого смысла. Да как же можно было так жить, люди! Как можно верить в ведьм? Это же абсурд. Как можно считать, что твои большие и маленькие несчастья – это результат чьей-то порчи?! Не глупость ли? Оказывается, не глупость, а страшное невежество, которое может стоить кому-то жизни.
Хорош и священник, казалось бы, образец порядочности и добродетели. Это же надо было подумать, что некая юная девушка виновата в том, что при родах умерла его истощенная жена с сыном. Да надо было больше о супруге заботиться да поменьше молитв читать! А искать мистические знаки в явлениях природы – северном сиянии, буре, плохом урожае? А расценивать крики человека, который прогоняет противных свиней с участка, как нанесение на них порчи? Это кем же надо быть!
Манипулятором. И ладно, если бы святые отцы это делали в корыстных целях, можно было бы вывести таких людей на чистую воду. Но слепая безоговорочная вера в свои действия никого до добра не доводит. Особенно страдают те, кто не укладывается в общепринятые рамки.
Как вы понимаете, в романе “Ведьмина кровь” речь идёт о временах, от нас далеких, и людях весьма невежественных. Хотя настолько ли далёких? Прямо вижу картину, как оказываемся мы все без интернета и идем такие в результате глобальной катастрофы, предположим, на Крайний Север.
Мало что умеем, всего боимся, виним друг друга в своих бедах, делимся на коалиции, сплетничаем в замкнутом коллективе о тех, кто не такой, как мы. И сразу же оживают старые предрассудки, вера в дурацкие приметы, а оттуда уже и до охоты на ведьм один шаг.
Охота на ведьм
Главная героиня романа, как уже ясно из названия, ведьма. Она так и написала в начале своего дневника.
Я – Мэри. Я ведьма. По крайней мере, так меня называют. “Чертово отродье”, “Ведьмина кровь”, – шипят мне вслед.
Бабушку Мэри сжигают в самом начале книги. Дело происходит в Англии, на дворе стоит 1659 год. Вот такая страшная завязка книги.
Таинственная незнакомка отправляет девочку в далёкое плавание на корабле, кишащем желающими построить новую жизнь в Америке. Девочке предстоит акклиматизироваться в обществе богобоязненных пуритан под предводительством преподобного. Однако у Мэри это не очень хорошо получается. Ее замечают люди, которые чувствуют в ней свою. Нет, не сверхъестественные ведьминские способности, а дар к целительству и ум. И видят это женщины, которые сами привыкли прятаться, бояться, скрывать свою сущность. Ведь один неловкий шаг – и все: ведьма и мешок на голову.
А Мэри так отличается от остальных: мало того, что одинокая девочка без семьи и друзей, так еще умеет читать, писать и разбирается в травах. И вообще предпочитает проводить время в одиночестве в лесу, а то и в компании неблагонадежного местного населения.
Мэри очень надеется, что найдет в новом поселении, куда прибывают колонисты, свободу и счастье. “Ведь это же Новый свет, люди строят новую, свободную от предрассудков жизнь”, – думает она. И как ошибается!
Жители поселения, где начинает новую жизнь Мэри, еще более подозрительны и суеверны, еще более страшатся всего неизведанного и еще более упорствуют в своем желании найти виноватого.
В принципе, это объяснимо. Чем больше отдаляешься от привычного уклада, тем больше ценишь и тем строже соблюдаешь традиции своего края. Так что американские пуритане были более пуританистые, чем английские. К тому же, вокруг столько интересного с точки зрения Мэри: индейцы, леса, новые травы, новые люди, и столько же страшного с точки зрения окружающих.
В книге есть один персонаж, который ясно показывает неравенство мужчин и женщин. Искатель приключений, собиратель трав, путешественник Джонас. Он придерживается сходных взглядов с Мэри, однако никто не показывает на него пальцем, что он колдун. И не кричат, что он уморил пару-тройку людей чисто из вредности.
Книга для подростков
С самой же первой страницы читателя ловят на крючок. Дневник Мэри Ньюбери найден зашитым в лоскутное одеяло! Это правдивая история девочки, которую обвинили в колдовстве!
Это великолепная книга для детей старше 14 лет. Она словно создана для чтения длинными летними днями, когда открываешь книгу утром, захлопываешь вечером, а в голове продолжают крутиться разные переживания. Непонятно, почему стоит маркировка 18+. Возможно из-за жестоких подробностей. Но уверяю вас, подростки читают более страшные произведения.
Книга написана в манере дневника. Сразу же чувствуется, что его хозяйке некогда было рассиживать над сложными оборотами своих мыслей и чувств. А нужно было фиксировать происходящее и свое отношение к нему. Язык лаконичный, все предельно ясно и понятно. К тому же для дополнительного эффекта добавлено немного настоящей мистики. С точки зрения взрослого читателя, мне это показалось лишним. Дух бабушки вселился в зайца? Мэри способна повелевать волками?
И вот завершающий аккорд – открытый финал. Я лично дорисовала себе такой конец истории: Мэри убежала в лес, закричала сойкой, на зов вышел индеец и забрал ее с собой.
Гораздо больше опасений вызывает переезд ее друзей в город Сейлем. Все помнят о салемских ведьмах? Дело громкое было!
Текст и фото: Таня Белкина
Добавить комментарий