“Самые добрые в мире”
«Был очень скучный день, и мы не знали, чем бы таким заняться. И вдруг Эстер нашла дохлого шмеля! Мы очень обрадовались!
– Как это грустно, как ужасно! – сказала она. – Но наконец-то хоть что-то приключилось».
На этом месте я захлопнула книжку и пошла к другому прилавку искать истории про веселых мартышек и добрых фей, но ни в коем случае не про игру в похороны. Но, как часто бывает с хорошими книжками, «Самые добрые в мире» Ульфа Нильсона и Эвы Эриксон все равно появились в нашем доме – почти что сами собой.
И мой ребенок, нежная девочка шести с половиной лет, прочла ее уже три раза – сама! (только за одно это стоило бы купить эту книгу) и сказала, что эта книжка ей нравится «миллион раз и еще миллион и еще, пока не дойдет до самой большой цифры в мире».
Книжка про смерть? Зачем это надо?!
Что в истории про похороны мертвых зверьков может нравится ребенку, готовому плакать над каждым погибшим кузнечиком?
«Я тоже бы хотела такую же секретную тропинку, которая ведет к пещере из листьев» , «было очень смешно, когда дети позвали кур на похороны петуха, а куры только все клевали и совсем не плакали», «они там все время что-то строят и выращивают цветы –я тоже хочу». Про смерть – ни слова.
Психологи на это говорят, что у детей изначально существует очень естественное и правильное отношение к смерти, которого мы-взрослые, лишены в силу воспитания, образования и прочей чепухи, которой полна наша жизнь.
Взрослые транслируют свое отношение детям (мы бы не хотели, но само собой получается), а Ульф Нильсон возвращает их, так сказать, к истокам – к тому, что они знали от рождения: смерть – это естественно и не страшно, и вообще краткий миг по сравнению с бесконечностью жизни. Дети горюют и плачут, а потом идут дальше – жить свою веселую жизнь. Так и заканчивается книга:
«Жизнь так бесконечна, а смерть скоротечна, –
Лишь самый коротенький миг, –
И могила травой зарастет
И пухом покроется.
И все успокоится.На следующий день у нас было много других дел”.
Текст и фото: Анна Маркова
Добавить комментарий