Я держу в руках две новые книжки Вадима Худякова, которые вышли недавно в издательстве “Паулсен”. Они – разные. Одна – про всемирно известный перелет Валерия Чкалова в 30-е годы XX-го века. Другая – про экспедицию, которую мало кто уже помнит. Только специалисты и учителя географии. Хотя пролив, который был тогда открыт, знают все. Что же их объединяет? Америка.
Вот кажется, где мы, а где – Америка? А ведь до нее не так далеко, всего 4 км. Помните шуточки на географии в школе? Кто не планировал дойти до Аляски за жвачкой и джинсами по Берингову проливу?!
Но людям, о которых идет речь, Америка казалось очень далекой землей. Путь к ней был смертельно опасным. Даже для героя Советского Союза Валерия Чкалова.
Вадим Худяков “Рекорды Чкалова и Громова. Через полюс – в Америку”
Спасибо издательству “Паулсен”, которое возвращает советское прошлое. Мы прошли период полного отрицания и сейчас уже можем с гордостью рассказать детям, что были такие славные дела в СССР, как спасение Челюскинцев, дрейф Папанинцев на льдине, ледокол “Красин” и многое другое. И вот новая глава. Беспосадочные перелеты Валерия Чкалова и Михаила Громова из Москвы через Северный Полюс в Америку.
Немного истории. Валерий Чкалов и два других летчика вылетели 18 июня 1937 года на самолете АНТ-25 с Щелковского аэродрома и взяли курс на Север.
На борту было выведено красным “Сталинский маршрут”.
Самолет качнул серебряным крылом Белому морю, Кольскому полуострову, земле Франца-Иосифа и даже СП-1 (Папанинцам и псу Веселому) на льдине. Погоды стояли отвратительные, у экипажа пропала связь, заканчивались кислород, горючее и даже вода, охлаждавшая двигатель.
Но они все-таки долетели до Американского Ванкувера, совершив первый в истории трансарктический беспосадочный полет. 63 часа и 16 минут. 8582 км. Стоит ли говорить, что Чкалов сразу же стал национальным героем.
АНТ-25 Михаила Громова стартовал 12 июля 1937 года. Первым уже точно было не быть. Но летчик поставил рекорд дальности. Полет был организован лучше, чем у Чкалова.
Громов дождался благоприятной сводки погоды, поэтому он не потратил столько сил на борьбу с циклонами. Большие трудности подстерегали в США, в Скалистых горах. Но экипаж долетел до Лос-Анжелеса, потом до Мексики, там развернулся по причине нелегального влета и … сел около Лос-Анджелеса. Полет продолжался на час меньше, чем у Чкалова, а пролетели ребята намного больше!
Чкалов VS Громов
Сначала они хотели лететь вместе. Но что-то пошло не так. Видимо, Чкалов подумал и решил, что небо маловато для двух рекордистов. И вот в одно прекрасное утро подходит Михаил Громов к своему АНТ-25, а мотора-то нет. Пока обкатывали новый двигатель, Чкалов … улетел. Вообще-то, это очень странная история, согласитесь.
Кстати, копаясь в этой истории, я вычитала на просторах интернета, что мотор был снят чуть ли не по приказу Сталина. Мол, он хотел, чтобы первым был именно Чкалов, а не Громов. Не знаю, не знаю.
Очень интересно читать про разные подходы к делу. Вот, Чкалов, будем честны, не очень подготовился. Вон он сколько всего набрал в путь. Эээ, зачем ему пистолет? Отстреливать белых медведей, что ли?
Громов-же настолько тщательно собрался в дорогу, что даже срезал заклепки фюзеляжа. Он боролся за каждый грамм веса, чтобы взять больше топлива, – ведь он собирался установить рекорд дальности. И такой элегантный штрих. Команда оставила пиджаки дома, зато летчики надели галстуки для встречи с зарубежными товарищами.
История оставляет много вопросов после прочтения. Что лучше? Прожить короткую, полную адреналина жизнь, быть везде первым, но разбиться на неисправном самолете в 34 года?
Зато тебе потом поставят красивый памятник, и все будут знать твое имя. Или быть супер-профи, но получить только серебряную медаль. Поставить рекорд дальности, а не скорости. Немножко опоздать, и даже википедия не сразу тебя узнает. А будет подсовывать какой-то ледокол.
Интересно, что выбрал бы Чкалов, будь у него выбор. Вот такая непростая, про реальные события, получилась у Вадима Худякова книга про лучших летчиков СССР.
Летчик Ч.
Я не могу не провести параллели с любимым романом “Два капитана”. Здесь летчик, там – летчик. Тут Чкалов, там Чкалов. В романе он выведен под именем летчик Ч., зато в мюзикле “Норд-Ост” он обретает полное имя. И вот как обращается к нему Саня Григорьев:
(Саня) – Валерий Палыч, разрешите обратиться!
(Саня) – Я к вам с просьбой! (Чкалов) – Говори!
(Саня) – У меня мечта! (Чкалов) – Мечта, говоришь? (Саня) – Мечта!
(Чкалов) – Ишь, мечта! Осуществим!(Хор) – Осуществим!
Переплывем, перелетим,
И будет подвиг наш неповторим!
Осуществим!
Любое чудо, если нужно, сотворим!
Подобная встреча произошла и в книге Вадима Худякова. Только уже Чкалов обращается к высшей силе, Сталину. Кстати, я не согласна с автором. Нормальная шутка. В конце концов, он летчик, а не юморист.
“Если быть, так быть – лучшим!” Написал летчик Ч. на карточке, с которой Саня никогда не расставался. Но, прочитав книгу про Чкалова, мне все-таки кажется, его девиз был: “Если быть, так быть – первым!”
Это не конец статьи, про книгу “Как открыли русскую Америку” читайте, нажав цифру “2”.
Добавить комментарий