А вы знали, что принц Эдуард из романа “Принц и Нищий” Марк Твена – сын короля Генриха XVIII? Того самого, ужасного злодея. Даже странно, что у такого монстра был вполне себе приличный сын. И об этом свидетельствует не только произведение Марка Твена (как мне кажется, на особый историзм не претендующее), но и сама википедия. И получается, что сестры принца Мария и Елизавета – это будущие королевы Мария Кровавая и, на минуточку, Елизавета I. И тут лучше не думать о том, что в пьесе РАМТа “Принц и Нищий” принцесса Елизавета выходит замуж … и за кого…
Нужно совсем абстрагироваться от исторических реалий. Да ну их, в конце концов. Кто хочет исторической правды, пусть читают соответствующие разделы википедии, а кто хочет интересную историю, то добро пожаловать в театр.
Сюжет
Итак, давным-давно, в средневековом Лондоне жили два мальчика. Скорее, юноши, судя по виду играющих эти роли актеров.
Один такой… эээ…. корпулентный (на углеводосодержащих бобах отъелся, не иначе, или распух с голода), похожий на Михайло Ломоносова из второй части известного сериала. И тоже правду в книгах искал. Только не в математических, а все больше про короля Артура и известных рыцарей. На этой почве он сильно свихнулся по мнению окружающих его нищих жителей Двора Объедков.
И второй юноша. Ну, чистый Принц. Парик – блондинистое каре, и хорооошенький такой, трогательный прямо. Хоть и ведет себя как первостатейный хам в первом акте. Но вполне в духе настоящего Принца. И похож на Патрика из романтического фильма “Не Покидай”.
И были эти юноши двойниками. Эх, были же времена в литературе, когда это был свежий и неожиданный прием.
Естественно, настал такой момент, когда они встретились и поменялись местами. А потом снова поменялись.
Сценография спектакля
Очень интересное решение. На сцене стоят серо-черные ворота из грубых досок. Перед этими воротами разыгрывается мир нищих. Сцены, в которых бьют Тома Кенти, грабят Гемфри, забулдыга отец продает жену и дочь за фартинг, чтобы немедленно пропить его в ближайшем кабаке; смешные, но трогательные сцены общения Принца со своей новой “матерью” и “сестрой” и страшные с Гуго, королем нищих, – все они перед этими воротами. Они распахиваются, когда показывают королевский дворец. Но это не значит, что то, что перед воротами плохо, а за ними – хорошо.
Во дворце – тот же ужасный мир, только вместо нищенских лохмотьев роскошные одежды и разговаривают более грамотно. И готовы продавать уже не за фартинг, а за большую сумму, но суть-то одна.
Это подчеркивает и тот факт, что играют главных придворных те же актеры, что и отца Тома Кенти и Гуго, короля нищих, – великолепные Александр Хотченков и Юрий Григорьев. Вообще, да простит меня РАМТовская молодежь, старшее поколение играет куда более убедительно.
Принц Эдуард и Том Кенти
Что только не случается в пьесе? Вот, к примеру, настоящий королевский дворец. А такое впечатление, что заходи, кто хочешь. Вот Том и зашел. И долго не мог выйти. У меня, кстати, сложилось впечатление, что на троне Том адаптировался все-таки лучше, нежели Принц во Дворе Объедков. Что значит народная жизненная стойкость! Никакими книгами ее не перешибешь. Умеет мальчик держать удар, в отличие от своего царственного двойника. Самым логичным, конечно же, во всей этой истории, было бы то, что Том подослал бы убийц к Принцу, чтобы самому стать королем. Но, слава Богу, Марк Твен до этого не додумался.
Принц же совсем расклеился при первом столкновении с любящим народом. Открылась ему вся ужасающая правда жизни. И если бы не вмешательство доблестного Гендона (кто он? Кукольник? Странствующий рыцарь?), пропал бы юноша. Самая классная сцена, по-моему, это когда во время коронации уже настоящего Принца Гендон садится на пол, потому что ему даровали привилегию сидеть в присутствии Короля.
Сестры
А вот тут был забавный, хотя и двусмысленный, момент. В сестер влюбляются “братья” и ухаживают, как могут, за ничего не подозревающими принцессой Елизаветой и Бэт.
Рекомендовано к просмотру
Спектакль рекомендован к просмотру детям от шести лет. Я бы подняла планку повыше. Не все очевидно и легко в этом спектакле.
Я, заранее предположив, что Принца и Нищего не сможет играть один актер, честно предупредила Глеба (ему скоро исполнится 10 лет), что на самом деле они одинаковые. Поэтому не могу сказать, понял бы он это сам или нет. Думаю, что понял бы. В спектакле много эффектных сцен, что так нравятся мальчикам. Но и подумать есть о чем.
Конец
В конце спектакля мне опять стало грустно. Потому что такой конец бывает только в пьесах. На троне хороший Король, который держит свое слово жениться на нищей девушке и выдает свою сестру за жителя Двора Объедков. Который будет править по справедливости и по рыцарским законам. Не зря в конце спектакля пророчески говорит кто-то из придворных, что долго такой король не протянет. Это правда. Википедия тоже согласна.
Текст: Таня Белкина
Фото: театра и Тани Белкиной
“Огниво” в театриуме Терезы Дуровой
“Училка XXII века” в театре Стаса Намина
“Снежная королева” в Малом театре
Наших водили от школы на принц и нищий. Вроде понравилось.