“Волшебная мельница Сампо” в Театриуме на Серпуховке

Театр, где сбываются мечты

Так уж совпало, что в этом сезоне Театриум исполняет мои желания. Я давно мечтала об их постановке «Ромео и Джульетты» , ведь любовь и влюблённость выглядят максимально убедительно именно на этой, вроде бы «детской» сцене.

 

Ещё я всегда мечтала о каком-нибудь северном спектакле. Чтобы снега, полярная ночь, северное сияние, преодоление (без этого на Севере никак), герои и, обязательно, согревающая в холодное время любовь. Если мне не изменяет память, кроме «Норд-Оста», ничего такого не было.

И вот главный режиссёр Театриума Тереза Дурова запустила свой волшебный компас, и стрелка указала на Север. После Индии, Арабского Востока и Японии. Ура!

«Волшебная мельница Сампо»

Как я понимаю, действие пьесы происходит в Карелии. И мы узнаем с интересом, что там: светит солнце, растут цветы, там вообще высокие деревья, красивые нарядные девушки, умелые ловкие мужчины.  Хм, а мы-то полагали, что там комары и холодно.

Однако, и до этого веселого и дружного селения Калевала долетают отголоски близкой полярной ночи. Легенды – одни, магические артефакты – тоже, и детей, видимо, пугают колдуньей Лоухи, местной Снежной Королевой. Жители носят обереги от неё и ее приспешников. И дойти туда, видимо, не так уж далеко, если человек-пёс Вёкхей, слуга Лоухи, регулярно совершает променады в Калевалу.

Жители Калевалы

Мы застаём Калевалу в разгар предсвадебных хлопот. Женится лесоруб Лемминкяйнен (Евгений Мишечкин) на белокурой красавице Аники (Маргарита Белкина). Однако главное действующее лицо счастливого события – брат невесты, кузнец Ильмаринен (Руфат Акчурин).

От него зависит не только свадьба (он должен дать разрешение, как старший в семье, а видимо родителей больше нет); Ильмаринен – источник благосостояния всей деревни. Коса, которую он выковал, сама косит, топор сам рубит, плуг сам пашет, стрелы сами летят, куда надо. В общем, все понимают, что это мастер невиданной силы и таланта. Такой даже на волшебную мельницу Сампо может замахнуться.

Сампо – магический артефакт, типа нашей скатерти-самобранки, которая может обеспечить всех хлебом, солью или … золотом по желанию заказчика.

К сожалению, это слышит подосланный Лоухи человек-пёс, для которого Сампо не просто детские сказки, а наижеланнейший реальный предмет. И в его зловредной голове рождается хитрый план, как заманить кузнеца к Лоухи, чтобы тот на месте выковал волшебную мельницу.

Кто владеет Сампо, тот владеет миром.

Сами понимаете, насколько это важно для темных сил.

Жители Севера

А в темной и мрачной Похъёле зарождается конфликт поколений. У Лоухи есть молчаливая, печальная, но, разумеется, прекрасная дочь по имени Улльнна (Анастасия Крылова).

Девушка бродит сама по себе, не выпуская из рук музыкальный инструмент кантеле, на котором она (пока) не умеет играть. А мать почему-то этого момента страшно боится.

Потом становится понятно, почему. Видимо, кантеле символизирует взросление. Любая мать (что уж там) страшно боится, когда же вырастет ее любимая мышка и ускользнёт из дома. К тому же здесь мы имеем дело не просто с конфликтом мать vs дочь, а скорее зима vs весна. И игра на кантеле означает приход Весны.

Лоухи – зима. Мрачная, властная, по-своему прекрасная (кстати, актриса Юлия Юнушева великолепно сыграла характерную роль Кормилицы в «Ромео и Джульетте»), безжалостная Северная зима. А ее робкая сначала, неслышная дочь Улльнна – прохладная, но такая долгожданная весна.

Зиму нельзя победить, печальная статистика полярных путешествий свидетельствует об этом. Можно либо дождаться песни Улльнны, либо воспользоваться чартером «Мурманск-Сочи».

Про музыку…

Кажется, в моем рейтинге спектаклей Театриума произошли существенные изменения. С первого места подвинулось мое любимое “Огниво”. Ну что делать, если интерпретация карело-финского эпоса “Калевала” оказалась интереснее а, главное, дающей больше пищи для размышлений. Я вот вам только про смену времен в природе рассказала. А можно про любовь, дружбу, про волшебство. Про музыку. Про музыку очень важно.

На сцене звучат народные инструменты: кантеле (то самое), йоухикко, гусли. И более того, на сцене поют две женщины. Ну как поют, издают разные звуки: то кажется, что это пурга воет, то подвывает какой-то дикий зверь. А если закрыть глаза, то можно представить себя в тундре, на Севере. Если бы вы знали, как там красиво.

Про войну…

А еще можно рассказать, как это ни странно звучит относительно детского музыкального спектакля, про войну.

В войне не бывает победы.
Она, словно ведьма, приносит лишь беды.
Не дорогой прямой, так окольным путем.
Она всегда возвратится в ваш дом.

Напрасно великий кузнец бьет в набат.
Уходят и любящий сын, и заботливый брат.
И доблестный муж, что уже не вернется к жене.
Война никогда не бывает на чужой стороне.

Я считаю, это лучшее антимилитаристское высказывание, иллюстрирующее бессмысленность военных действий.

Вот за что я люблю Театриум и творчество Терезы Дуровой, так это за то, что она никогда не подстраивается под зрителей, а создает свой собственный мир. А зритель делает выбор сам – принимать этот мир или нет. К счастью, полный зал и бесконечные аншлаги говорят о том, что “Волшебная мельница Сампо” более близка детям и взрослым, нежели бесконечные развлекательные спектакли. И это прекрасно.

Про любовь…

Разумеется, все девушки-главные героини Аники и Улльнна обретают свое счастье. Однако, за Весну-Улльнну становится немного тревожно в процессе спектакля. Во-первых, её, подобно героине “Властелина колец” Эовин, преследует человек-пёс Вёкхей.

Во-вторых, она сложная натура с волшебным происхождением и собственной сильной магией. В-третьих, жизнь практически взаперти и непростые отношения с матерью не могут не дать повода для долгой работы с психологом. И кому она такая нужна?

Нашелся человек. Кузнец Ильмаринен, разумеется. Во-первых, он не так прост, как кажется. Вспомним момент, когда Лоухи шантажом заставляет его сделать Сампо.

Он как-то подозрительно быстро согласился. И совсем не потому, что его сестра – в заточении у злой колдуньи. Сдается мне, не нужно было устраивать сложных схем и похищать Аники. Нужно было просто предложить кузнецу условия для работы и попросить выковать магический артефакт. Настоящий гений, талант и мастер не устоял бы перед таким вызовом.

Во-вторых, он у себя в Калевале как бог Тор. Делает, что хочет. Так что совет и любовь прекрасной паре. Эх.

New Year wishes

Дорогой и любимый Театриум, уважаемая Тереза Ганнибаловна, за неимением вашего волшебного дерева желаний под рукой, пишу здесь.

Во-первых, мира во всем мире. Во-вторых, счастья и здоровья всем-всем. В-третьих, новых прекрасных спектаклей, чтобы душа “развернулась, а потом снова свернулась”. Всегда ваша,

Таня Белкина (текст)
архив Театриума (фото)

(3)(0)
 

Добавить комментарий

*