Театральный фестиваль “Гаврош”. “Алиса и другие чудеса”

“Алиса и другие чудеса” театр де ля Виль

Знаете ли вы тест на проверку того, какое полушарие мозга у вас работает? Там ещё балерина крутится. Если она вращается вправо, по часовой стрелке, значит, у вас развито обычное полушарие, если влево, то творческое. У меня балерина всегда вращается вправо. Но если сменить точку зрения, посмотреть под другим углом, то иногда, очень редко, она начинает двигаться влево.

“Алиса” для меня такой тест. Я ее не понимаю и не люблю. Поэтому я с таким энтузиазмом восприняла фестиваль “Гаврош” в Театриуме на Серпуховке, в программе которого первым пунктом идёт спектакль про Алису. Я была уверена, что моя балерина обязательно начнёт крутиться влево. И… почти не ошиблась.

Другая “Алиса”

Театр де ля Виль показал нам другую Алису, совсем не ту, к которой мы привыкли. Не маленькую милую девочку, бегущую за симпатичным белым кроликом в шляпе. Зрители театрального фестиваля увидели Алису-подростка, которая провалилась… в сон. Вроде бы, очевидная вещь, что все, что происходит с Алисой, случается во сне. Но я впервые это осознала, потому что все происходящее на сцене было реально похоже на сон! Безумный, завораживающий, страшный, но очень интересный и красивый.

Только во сне можно встретить что-то потрясающе красивое, а в следующий момент ужасно отвратительное. И совершать поступки, вспомнив которые, вздыхаешь с облегчением: уф, это всего лишь сон.

Сначала Алиса, так же, как и я, искала логику и смысл в происходящем, но потом признала с удивлением, что их нет. И какой потрясающий вывод делает она: если правил нет, значит, надо придумать свои собственные. А ведь это тянет на мораль. Когда вокруг хаос, живи по своим собственным правилам.

Вообще у Алисы есть чему поучиться. Вот у меня, например, первая реакция на все новое – неприятие и отторжение. А героиня спектакля “Алиса и другие чудеса” живет совсем не так. Провалившись в нору, она не закрывает в ужасе глаза, а смотрит по сторонам, рассуждает. Падает в воду, и ей здорово! Встречает странных персонажей, смело вступает в диалог, настаивает на своем, не боится жить. И даже рыдает она громко и звонко. Видно, что и это ей в кайф. Замечательный характер. Или это французская “радость жизни”?

“Надо же, нет, ну надо же!”

Это потрясающе красивая “Алиса”. Для начала скажу, что действие спектакля происходит в воде. Представляете?

Чего только не было на сцене “Театриума”. В спектакле “12 месяцев” заливали каток, а теперь вот залили бассейн. Бедная актриса, Сюзан Обер, которая играет главную роль, надеюсь, она не заработала хронический насморк? Хотя, судя по звонкому четкому голосу, нет.

А как интересно обыгрывается, что Алиса то растёт, то уменьшается. Причём, ведь понятно, как это сделано. Вот Алиса взмывает вверх на тросе. Вот ее проекция на сцену: то маленькая, то большая. А вот она просто садится на плечи другому актёру и вырастает. Но все вместе создаёт эффект погружения в настоящую визуальную сказку. Это совсем другой язык, не такой, к которому я привыкла. Я люблю, чтобы словами объясняли действие. А в “Алисе” нужно погрузиться в медитативное состояние и смотреть картинку.

А как вам сцена в горящем доме? Реально страшная. Алиса заходит в дом, и нам показывают ее лицо очень крупно, на всю сцену. Вокруг полыхает огонь, а на огромном лице – весь спектр эмоций.

Постмодернистская “Алиса”

Мир сказок существует! Тоже мысль не нова, сказочных персонажей перемешивал еще Евгений Шварц, но зато какой простор для фантазии. Обожаю, когда классические сюжеты переосмысливаются по-новому.

В “Алисе” ситуация такая. Герои живут в своих сказках, некоторым удаётся улизнуть в другие, а некоторые прекрасно себя чувствуют в нескольких.

Красная Шапочка не может убежать от бабушки в другую сказку (чувствуете, какой спин-офф мог бы выйти), хотя почти содрала Алису с лестницы на пути в кроличью нору. Кстати, совсем не новый интересный сюжет манил ее, как она уверяла. В “Алисе” промышляет Серый Волк, он разыскивает трёх поросят. Так вот у них с Шапочкой явно что-то есть.

Кстати, когда Волк появился на сцене, часть детей закричала: “Росомаха!”, а часть: “Фредди Крюгер!” Ну не знаю, не знаю. Каждый, конечно, видит, что хочет, но все-таки больше похоже на волка.

Французская “Алиса”

При всей неординарности “Алиса” – очень французский спектакль. По крайней мере, так, как я себе представляю французскую жизнь и театр. Посмотрите на главную героиню. Если перечислить все, на нее надетое, то можно спросить: “Детка, что ты на себя нацепила?” Джинсы, кеды, юбка-пачка, желтый короткий пуховик. А выглядит-то как здорово! Я тоже теперь хочу желтую куртку. Очень освежает.

Кстати, актриса несколько раз меняет наряды во время спектакля. С одной стороны, потому, что она все время промокает в воде, а с другой стороны, это так по-французски.

А еще я все время вспоминала героиню Софи Марсо из фильма “Бум”. Алиса встречает не только Красную Шапочку, Волка, трех поросят и куклу Барби. В бассейн неожиданно выкатывается настоящий мальчик. Ну как настоящий, деревянный слегка, в общем, Пиноккио. А наша героиня в возрасте Вик, и очень интересуется мальчиками. И снова, с одной стороны кажется, что Алиса обошлась с ним жестоко, – побила, да еще и накричала на деревяшку. А с другой стороны, что он там нес про Роксану из “Сирано де Бержерака”?

Расширяем горизонты

Я первый раз оказалась на театральном фестивале “Гаврош”, хотя проводится он ежегодно, уже на протяжении 11 лет. И хочу заметить. Очень хорошо, что иностранные спектакли можно увидеть именно в сентябре.

Когда голова еще свежая и отдохнувшая после лета, когда новая нетривиальная информация усваивается на ура, когда еще чего-то хочется и есть, к чему стремиться. К зиме все это пропадет. Не останется сил и желания. А пока я погружаюсь в визуальный мир и тренирую свою балерину вращаться влево. И это здорово!

Текст: Таня Белкина
Фото: архив пресс-службы Владимир Майоров

(3)(0)
 

Добавить комментарий

*