Спектакль “Дракула” театра на Юго-Западе

Что такого притягательного в вампирах?! По сути, это же ночные существа, которые сосут кровь у честных граждан. Б-р-р-р! Как-то страшно, неприятно и опасно. Так откуда же многочисленные фильмы, сериалы, романы и повести? Режиссёр Валерий Белякович, наверное, тоже задумался над этим феноменом, перечитал классику в лице Брэма Стокера и .. погрузился в кровавую сущность вампиризма. И сделал это настолько талантливо, зрелищно и притягательно, что все зрители после  “Дракулы” чувствуют себя немного вампирами.

Давайте скорее разбираться, что это за спектакль такой, в котором присутствующие в зале переходят на сторону зла.

Визуальный ряд

Все дело в визуальном ряде. Представьте себе сцену, окружённую зеркалами. Все отражается, преломляется, таинственно появляется и подозрительно выползает. Вампиры, кстати, тоже отражаются в зеркалах. Что это, технически невыполнимая задача или намёк на то, что все мы – одной крови?

В спектакле два цвета – белый и чёрный. И это прекрасно! Избавляемся от стереотипа Дракулы в кроваво-красном плаще. Кстати, граф в исполнении Алексея Матошина действительно ломает все представления об этом мистическом злодее. Молодой парень, видимо, перешедший на темную сторону в слишком юном возрасте, в современной хипстерской одежде. Шутит, иронизирует, хохмит. Совсем никакой серьезности и благородных седин. Так бегать и ползать в 400, а то и 500 лет. Браво!

Иногда читает лекции по истории Трансильвании залетным туристам, но делает это, вот прям как мой Глеб, – без особого энтузиазма. Видно, что в далеком прошлом его больше задело личное, погибшая юная жена, Елизавета, нежели все нападения турецкого султана на Родину.

Девушки – в белых, подвенечных нарядах. Невинные жертвы? Вряд ли. Главные героини Люси Вестенра и Мина Мюррей таковы, что именно они идут по пути познания, оставляя позади недалёких представителей мужского пола. В чёрном.

Сюжет

Его знают все. Те, кто не читал роман Брэма Стокера, то наверняка смотрел фильм Копполы. Агент по недвижимости Джонатан Харкер (Михаил Белякович) расстаётся со своей невестой Миной Мюррей (Карина Дымонт) ради поездки в далёкую Трансильванию, чтобы заключить сделку с потомком древнего рода Дракула.

В замке Джонатана, помимо странного графа и загадочных соблазнительных девушек, ждёт визуальное потрясение. Портрет жены самого известного из Дракул, той самой Елизаветы, как две капли похож на любимую, оставленную в Лондоне. То ли граф уже знал об этом сходстве, то ли неосторожные слова Харкера натолкнули его на мысль уехать из замка в поисках реинкарнации супруги, непонятно. Но суть в том, что он бросает англичанина на попечение девиц (хо-хо) и едет в Лондон.

А там дружный квартет в составе профессора Ван Хельсинга (Олег Леушин), доктора Сьюарда (Евгений Бакалов), Квинси Морриса (Денис Нагретдинов) и Артура Холмвуда (Фарид Тагиев), озабочен лечением сошедшего с ума Ральфа Рэнфилда (Андрей Санников), незадолго до этого посетившего Трансильванию. Одновременно объявлена помолвка Артура с подругой Мины, Люси.

На одном из ее приемов прямо из все той же Трансильвании появляется загадочный гость Влад Цепеш, но мы-то с вами знаем, что это и есть предводитель вампиров, граф Дракула. И… завертелось. На Мину Влад произвел сильное впечатление, все-таки она дейстительно была Елизаветой в прошлой жизни. Вот это поворот! Вот это дуэт! Трагичнее даже, чем Ромео и Джульетта. Ведь Мине для того, чтобы быть с любимым, надо ни много ни мало, а перейти в потусторонний мир.

Но я хочу подробно остановиться на другой героине. Той, кто поразила меня больше всего.

Елена Шестовская в роли Люси Вестенра

В который раз убеждаюсь, что театр на Юго-Западе ориентирован на актеров. Ну это просто безобразие – держать такую классную актрису, к тому же красавицу, в эпизодических ролях!

Елене досталась сложная роль женщины на грани нервного срыва. Как можно играть резкие перепады настроения и истерические припадки так, чтобы быть естественной? Елене это удалось блестяще.

Истерику обычно хочется приглушить, а тут скорее тянет разбираться, что собственно произошло. Почему молодая, красивая, богатая и при женихе девушка чувствует такое желание все поменять столь радикальным образом?! Неужели она в душе вампир, а не законодательница мод? А вот интересно, что сказали ли бы о подобной перспективе Евгений Онегин, Печорин и другие утомленные жизнью. Какой бы они сделали выбор? Любопытно.

Во время сцены обращения мне очень хотелось, чтобы замигали сигнальные огни.

Внимание, Люси, внимание! Он тебя использует! Он вовсе другую любит! Твою подругу, кстати))

Но ничего не замигало и не зажужжало, и даже не вбежал Артур, чтобы спасти невесту, и Люси стала вампиром. Кстати, она неплохо прижилась на Хайгейтском кладбище, – чувствовала себя весьма органично в готической обстановке. Так за что, храбрые охотники за вампирами, славный квартет под предводительством Ван Хельсинга, вы осиновым колом-то в сердце? Ах, да. Она пила кровь младенцев. А кто не пьет?!

Теперь я понимаю, почему Карина Дымонт в роли Мины Мюррей теряется на фоне Люси. Один спектакль не в состоянии выдержать двух дам в пограничном состоянии. Мина прекрасна, когда она спокойна (в сценах с женихом), когда показывает глубокий и цельный характер, когда борется за любовь, наконец. Но когда кричит, это уже немного слишком.

Сдается, джентльмены, это была комедия

Раскрою тайну. Я все спектакли записываю на диктофон, чтобы потом написать рецензию. Так вот, совершенно невозможно переслушивать “Дракулу’, – все время мешает смех зрителей. Да что там скрывать, мой собственный тоже. Спектакль и правда с большим чувством юмора.

Начинается он со сцены прощания Мины и Джонатана, каждый из которых разговаривает со своим зеркалом, а не друг с другом. Уже все понятно про их так называемую любовь, в принципе. Михаил Белякович, вообще, главный ответственный за смех. Его образ сродни мистеру Отису из “Кентервильского приведения”. Он тоже сыпал прописными истинами, и его тоже не брали призраки. Только такие непробиваемые недалекие люди и способны выжить в замке самого Дракулы.

А великолепная пантомима, когда Джонатана застают над бездыханным телом Рэнфилда? Четыре раза Михаилу приходится изображать жестами, что же, собственно, произошло за 10 минут до. Каждый из четырех вошедших имел хороший шанс изобразить  по-своему ужас и замешательство от мысли: он что, тоже вампир? Кстати, за 10 минут до тоже была превосходная сцена неожиданной встречи Джонатана и Дракулы. Нет, я точно снова пойду пересматривать “Дракулу”. И не один раз.

А охотники за вампирами? Незадачливый американец мистер Моррис, которого обуревает информационная жажда в самые неподходящие моменты, например, на кладбище. Но я его прекрасно понимаю. Я вот, когда волнуюсь, тоже задаю сотни бессмысленных дурацких вопросов. Великолепный Олег Леушин, драматичный в роли рассказчика и комичный в роли Ван Хельсинга. Хотя, профессор, Вы бы уж могли бы и посерьезней.

А смысл?

В спектакле нет ярко выраженной морали –  нам никто не доказал, что быть вампиром так уж отвратительно. Вон они какие симпатичные: бодрый Дракула, красавица Люси, даже Мина тоже того, этого, стала кусаться. Из них всех только Рэнфилд открыто борется с вампиризмом в себе. И ведь побеждает, вот ведь упорный человек.

Зачем тогда смотреть? Ну потому что интересно. И если хотите на три часа 20 минут полностью выпасть из реальности и погрузиться в вымышленный мир. Это я вам гарантирую.

Это один из лучших спектаклей театра на Юго-Западе: отлично срежиссированный, зрелищный и динамичный. А еще он о том, что иногда человеку выпадает второй шанс. А ты не можешь им воспользоваться, потому что уже не человек, и как-то много накопилось грехов за спиной. А жаль. Счастье было так возможно.

А возможно, Валерий Белякович хотел нам показать, что все не так, как кажется. Не стоит обманываться красивой с виду жизнью. И что убивает скука и пустота в душе, а не ночные существа с клыками.

Однако, если к вам подойдёт незнакомец и начнёт просить вашу кровь в обмен на вечную жизнь и любовь, а также что-то вещать насчет переселения душ, не соглашайтесь! Вспомните бедняжку Люси и трагическую судьбу Мины! Лучше найдите себе хобби. Театр на Юго-Западе вполне подойдёт.
Текст: Таня Белкина
Фото: архив театра на Юго-Западе

(7)(0)
 

Добавить комментарий

*