“Не хочу учиться!” Екатерина Степаненко и Евгения Суслова

Книга о школе

Вы знаете, какие предметы надо срочно включить в школьную программу? Самопиар и основы фотографии, чтобы уметь себя подать во время селфи и правильно выставить кадр для Instagram. А знаете, что я заметила, прочитав книгу издательства “Пешком в историю” с заманчивым названием “Не хочу учиться!”? То, что система школьного образования медленно, неохотно, с большим скрипом, но все-таки реагирует на нужды населения! А значит, лет через 50 ждем вышеуказанные дисциплины в школе! Интересно будет поприсутствовать на экзамене.

Школа… Сколько наискучнейших текстов мы с вами прочитали в своей жизни про школьное образование. Особенно про школы в Великобритании. Public schools, state schools. До сих пор не понимаю, как у них там все устроено. Да и в нашей истории школ не так просто разобраться.

Представляю вам наинтереснейшую, наиувлекательнейшую книгу, как вы думаете, про что? Все про то же. Про наши дорогие, любимые, ненавистные, российские, советские школы. Прочитав эту книгу, мы с вами узнаем: чем мы обязаны Петру I и Екатерине II, расписание уроков школьников разных лет, что изучали в XVIII, XIX, XX веках, и главное: в какой школе учился мой сын? (И чего мы его оттуда забрали?!)

В первый раз в первый класс

Считается, и об этом написано в книге “Не хочу учиться!”, что до Петра I не было школ вообще. 1687 год – дата основания Славяно-греко-латинской академии. Все смотрели сериал про Ломоносова? Вот там очень хорошо показаны и эта академия, и система образования вообще в послепетровское время. Но я верю в Андрея Анатольевича Зализняка, расшифрофщика берестяных грамот. Вот он прочитает эти грамоты, и мы пересмотрим многие факты нашей истории. Ну а пока будем считать, что Петр I – основатель школьного образования в России.

Посмотрите, как классно устроена книга. Сначала дается разворот с перечислением дат, которые имели место быть, скажем, в XIX веке.

Потом разворот про тот же век, но с точки зрения образования.

А дальше идут расшифровка и подробный рассказ об этих событиях. А сколько самых разных фактов поместилось на страницах этой книги! У меня разбегаются глаза, руки постоянно листают развороты, и я даже не знаю, на каком остановиться. Ну вот, например, снова про Петра I.

Главная наука при Петре – это математика. Не правда ли, похоже на то, что сейчас происходит? В наше время тоже бытует мнение, что именно математика – главный школьный предмет. Мы же сейчас переживаем настоящий математический бум. Петр Алексеевич был бы доволен.

Читая эти страницы, не забудьте решить задачу из учебника Магницкого. Глеб решил, кстати. Не зря он учится в математической школе.

Где-то я это уже слышала…

А сколько ассоциаций, аллюзий и отсылок возникает при чтении! Оказывается, я большой специалист по школам, только не подозревала об этом. Спасибо авторам, которые свели разбросанные по художественным книжкам, фильмам и сериалам факты. Вот например, описание Смольного института напомнило, знаете о чем? О романе “Джен Эйр” Шарлотты Бронте. А что? Уклад, занятия, спартанские условия, питание – все прям оттуда.

А помните Лиду Карцеву из трилогии “Дорога уходит в даль”? Она тоже училась в Смольном институте. Ну а главная героиня? Саша Яновская? Вот разворот про женские гимназии в XIX веке.

А теперь обещанная Екатерина II. Если честно, для меня стало открытием, что императоры и императрицы задумывались о всеобщем образовании. Екатерина так вообще ввела такое понятие, как общеобразовательные школы. Кто знает, если бы не она, учились бы мы до сих пор по системе Петра. Истинная последовательница Вольтера и других философов эпохи Просвещения, Екатерина была в силах претворять их идеи в жизнь.

Например, она основала Воспитательный дом, школу для сирот и беспризорных детей. Те дети, которые доживали до школьного возраста, получали образование истинно по Жан-Жаку Руссо. Представляете себе такое? Кстати, это здание до сих пор существует в Москве. Не терпится на него посмотреть.

А про чижика-пыжика рассказать? Так из-за формы прозвали учеников училища правоведения. Было и такое.

Основал его принц Ольденбургский, сыну которого мы обязаны курортами Абхазии. Находилось училище, как вы понимаете, на реке Фонтанке.

Кто рано встает…

Вот мы возмущаемся, почему школы начинают так рано работать. В 8.30 звучит первый звонок, что всем без исключения родителям кажется ранью несусветной. Ползут наши несчастные детки, голодные, холодные в школу.

Прочитав книгу “Не хочу учиться!”, могу с уверенностью сказать: это нам еще как повезло! Вот, например, Кадетский корпус. Подъем 4.45 утра, уроки начинались в 6.00.

Смольный институт. Подъем в 6 часов утра.

Царскосельский лицей. То же самое. Сдается мне, тем, что так поздно начинаются уроки сейчас, мы обязаны Советской власти.

Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!

25-я образцовая школа

– По методе перспективной
Учат здесь факультативно.
– Парле ву франсе?
– Не хочешь, не парле!
– Мы вообще тут, между прочим,
Что захочем, то и мочем!
Тут права у нас даны любой сопле! (“Норд-Ост”)

У меня есть запретное хобби. Я любую книгу могу привязать к “Двум капитанам” Каверина. А тут и думать не надо. Вот утка на 63 стр.

А вот цитата из Каверина:

Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский. На уроке естествознания утка изучалась как утка: какие у нее крылышки, какие лапки, как она плавает и так далее. На уроке географии та же утка изучалась как житель земного шара: нужно было на карте показать, где она живет и где ее нет. На русском Серафима Петровна учила нас писать «у—т—к—а» и читала что—нибудь об утках из Брема. Мимоходом она сообщала нам, что по—немецки утка так—то, а по—французски так—то. Кажется, это называлось тогда «комплексным методом».

Мне теперь интересно спросить авторов, утка появилась случайно, или это намек?

Идем дальше. Главный герой романа Саня Григорьев учился в школе на Садово-Триумфальной. Территориально под это описание больше всего подходит нынешняя 175-я школа в Старопименовском переулке. Бывшая 25-я образцовая школа, которой посвящен вот этот разворот.

Итак, в ней учились (предположительно) Саня Григорьев, дети Сталина и… мой Глеб. Ура, товарищи! А забрали мы его из этой супер-пупер школы с великолепной парадной лестницей, пушкой во дворе и традициями потому, что мы чтим заветы Петра I. Математика – главная наука.

Для кого книга “Не хочу учиться!”

Это несомненно творческая удача издательства “Пешком в историю”, авторов Екатерины Степаненко и Евгении Сусловой, а также художника Алины Рубан. Это не книга, а искрящийся исторический фейерверк из фактов и картинок. Вот бы все исторические книги были бы такими.

Я мысленно составляю историческую библиотеку-минимум в помощь школьникам. Туда я уже отнесла книгу про Романовых того же издательства. Так вот. “Не хочу учиться!” вряд ли поможет со школьным курсом истории. Но вот прочесть ее как художественное произведение я рекомендую всем: и детям, и взрослым.

Текст и фото: Таня Белкина

(7)(0)
 

Ваши комментарии:

  1. вот прям такая хорошая, как написано? заинтересовали.

    (0)(0)
  2. а на какой возраст книга? для старших школьников?

    (1)(0)

Добавить комментарий

*