fbpx

Алексей Григорьев “Победитель. Героическая жизнь ледокола “Красин”

Эта книга – новинка. Вышла в конце 2017 года, и эта дата не случайна. Главному герою исполнилось в 2017 году ровно 100 лет. И можете себе представить, он молод душой, бодр телом, несет вахту с достоинством умудренного воина. Кто же он? Он – ледокол “Красин”. Представляю, что на этом моменте потенциальные читатели книги откладывают ее мысленно в сторону. А вот и напрасно. Есть пять причин прочитать и внимательно рассмотреть книгу о ледоколе “Красин”.

Причина первая

Во-первых, это красиво. Автор, профессиональный художник, Алексей Григорьев создал не просто книгу о “Красине”, а настоящий художественный альбом. Чувствуется, что ему близка тема Севера, льда и кораблей. Это вторая успешная работа художника такого плана. В 2017 году вышла книга о Георгии Седове, где Григорьев также выступил как автор и текста, и иллюстраций.

Обратите внимание на дизайн книги. Иллюстрация занимает то одну страницу, то две, то обрамляет текст, то идет по центру. Более того, каждый разворот имеет свой цвет. То он мрачно-коричневый, когда речь идет о трюме корабля, где находится паровой двигатель.

То он тревожно-синий. Здесь говорится о том, как просит о помощи пароход “Соловей Будимирович”.

А вот тут появляются оптимистичные оттенки, цвета надежды. Корабль будет спасен.

А вот здесь вовсю полыхает розовый. “Красин” спасает Цаппи и Мариано из экспедиции Нобили.

Листать такой альбом – настоящее эстетическое удовольствие. Но и читать – тоже. Очень яркий, насыщенный текст с неожиданными эпитетами и сравнениями. Вот, например, цитата:

Разгон, удар, нос ледокола вздымается вверх, во все стороны бегут по льду извилистые трещины и наполняются водой. “Святогор” оседает, и ярко-голубая вода заливает льдины. Они нехотя переворачиваются и уходят на глубину под стальной корпус. Второй, пятый, десятый удар. И так несколько миль. Тяжелый корпус в последний раз содрогнулся – и перемычка сдалась. Не теряя хода, черный ледокол продолжал вспарывать белое поле, оставляя за собой дымящуюся рану пробитого канала.

Это же поэзия!


Или вот:

Красин полным ходом шел к “Монте-Сервантесу”. Не прошло и 10 часов, как он ворвался в спящий фьорд, залитый полуночным арктическим солнцем. Две волны разбежались вправо и влево от форштевня к равнодушным скалам на берегах.

Причина вторая

Во-вторых, это интересно. Если бы ледокол мог говорить, он вполне бы мог сказать о себе емко и лаконично словами героя Булгакова: “Как причудливо тасуется колода”.

Построен в Англии, попал в Россию прямо после Февральской революции, когда, казалось, совсем не до освоения Севера и Северо-морского пути. Затоплен в 1918 году и уведен обратно в Англию.

Представляете, короткое время капитаном был сам Отто Свердруп, норвежец, который вел “Фрам” к Северному полюсу. Интересно, висит ли его портрет в кают-компании “Красина”?! Эх, забыла спросить.

Да, на долю ледокола выпала даже смена имени. В свидетельстве о рождении он – “Святогор”, назван в честь былинного богатыря. Таким он задумывался и таким стал.

А колода меж тем тасовалась очень причудливо. Были и взлеты, и падения. Были годы забвения, когда, казалось бы, никто не знал, что делать с таким мощным судном, какое найти ему применение. И вдруг, как по заказу: падает дирижабль “Италия”, и ледокол “Красин” единственный в СССР, кто мог спасти несчастных итальянцев.

“Красин” пережил огромный триумф, когда спас экспедицию Нобили и на пути домой огромный лайнер “Монте-Сервантес”. Практически получил корабельный Оскар. И не один.

Что меня восхищает в этом корабле – это то, что он не сделал ни одного разрушительного действия. Он был создан для того, чтобы прокладывать путь во льдах, помогать кораблям и спасать людей. И он ни разу не свернул со своего пути!

Причина третья

В-третьих, это история. История страны через призму жизни корабля. “Святогор” был построен в 1917 году. А в 2017 году у нас не только юбилей “Красина”, а еще и столетие Октябрьской революции. Гражданская война, а также сложные отношения красные vs белые не прошли мимо. Вот, например, такой эпизод.

В 1920 году коварные льды Карского моря затерли пароход “Соловей Будимирович”. На спасение 85 человек команды отправился ледокол “Святогор” под норвежским флагом и советский “III Интернационал”. Казалось бы, все хорошо. Однако на борту терпящего бедствие Будимировича находилось несколько белых офицеров. И от того, какай корабль первым бы добрался, зависела их судьба. Уф, к счастью, “Святогор” под управлением Отто Свердрупа был первым!

“Красин” видел и советский триумф в Арктике, и Великую Отечественную войну. В мирные годы СССР ледокол нес научную миссию. А сейчас он мирно созерцает набережную лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге. В том самом городе, который он помнит Ленинградом, и из которого уходил на спасение экспедиции Нобиле.

Причина четвертая

В-четвертых, это поездка в Петербург. Если кто-то еще не был на ледоколе “Красин”, а как я уже говорила, он жив и здоров, то сходите обязательно. К счастью, ледокол не разобрали на запчасти, не распилили и не выбросили, как сделали, например, с легендарным “Ермаком”, да и с многими другими кораблями с интересной судьбой.

Посещение ледокола-музея “Красин” возможно только вместе с экскурсией, которую можно купить на месте. Я считаю, это очень здорово! Хотя и сделано скорее всего для того, чтобы неорганизованные визитеры не разбежались по ледоколу, не дернули чего-нибудь запрещенного и не пустили бы дедушку в плавание по Неве. Хотя, я считаю, оно ему не помешает. Застоялся.

Забавно сравнить “Красин”, изображенный в книге и настоящий ледокол. Найдите отличия, как говорится. Вместо двух высоких труб – одна. Надстройка тоже выглядит по-другому. Дело в том, что в 50-х годах XX века его модернизировали, сделали современным. Но стоит войти внутрь, и мы словно попадаем на шикарный океанический лайнер. Лестницы, кают-компания красного дерева, зеленое сукно на столе, шик и блеск морского флота! Того и гляди подадут коктейли со льдом.

А детям будет интересен рассказ о том, как работает ледокол: как он рубит, вернее, давит лед. И вообще всякие технические детали. Вот, например, глядя на махину в пять этажей, задаешься вопросом: а как они там общались, без мобильных телефонов-то? А вот сходите на “Красин” и узнаете. Кстати, там дают и выстучать сигнал SOS азбукой Морзе.

А знаете, что запоминают лучше всего и взрослые, и дети? То, что капитан спит в ванной во время сильной качки. Не жестковато ли ему?

Причина пятая

Пятая причина для тех, кто интересуется полярными путешествиями и в особенности пресловутой экспедицией генерала Нобиле. В общем, для тех, кто любит фильм “Красная палатка”. Я уже говорила, что Шон Коннери сыграл Амундсена? Думаю, говорила и не раз. Кстати, одно из действующих лиц фильма, а это своеобразный суд над генералом Нобиле, Рудольф Самойлович, начальник экспедиции на “Красине”.

Его каюта сохранилась на ледоколе, но закрыта для посещения. Меня всегда восхищал нейтралитет Самойловича в фильме. Теперь я понимаю, почему. Дело “Красина” – спасать, а не оценивать.

Но в центре повествования Алексея Григорьева не Нобиле, который к приходу ледокола уже был на суше, а спасение остальных участников. И эта история одновременно и с хорошим концом, и с трагическим финалом. Автор очень бережно рассказывает о смерти шведа Мальмгрема.

Мы также узнаем, как именно дошел “Красин” до красной палатки. Как это было технически тяжело даже такому сильному кораблю. А также очень интересно читать про особенности полярной авиации. Летчик Борис Чухновский – один из главных персонажей в спасении экспедиции Нобиле. Кстати, его играет Никита Михалков в вышеупомянутом фильме.

Эта часть книги “Победитель. Героическая жизнь ледокола “Красин” читается как увлекательный приключенческий роман.

И последнее…

Кто такой Красин?

Леонид Борисович Красин не капитан корабля, не научный руководитель. Он, можно так сказать, сотрудник невидимого фронта. Помните, что ледокол в 1918 году увели в Англию? Так вот, Красин был наркомом внешней торговли и полпредом в Лондоне. Именно он договорился о возврате ледокола в СССР.

Не знаю, жалеет ли сам ледокол об этом моменте. Вдруг ему было бы лучше стоять в теплых доках, чем бороздить холодные моря Советской России. Кто знает! Но думаю, что “Святогор”, он же “Красин”, ни за что не променял бы жизнь, полную приключений на безопасный уют.

Текст и фото: Таня Белкина 

(7)(0)
 

Добавить комментарий

*